Владимир Шорчев: «Жители Мордовии доказали, что спидвей необходим республике»
В последний день зимы в Саранск вернулся ледовый спидвей! В сжатые сроки на открытой местности на улице Севастопольской была оборудована площадка, тщательно подобран состав участников, проведено множество тренировок. Сама гонка превзошла все ожидания. Особенно по количеству болельщиков, собравшихся вокруг ледяного овала. О том, какие впечатления оставили соревнования и благодаря кому удалось их организовать, корреспонденту «ИМ» рассказал «голос мордовского спидвея» Владимир Шорчев.
— Показательные выступления мотогонщиков доказали, что спидвей нужен Мордовии, — отметил Владимир Константинович. — Хочется от души поблагодарить всех, кто посетил в воскресный день трек на Севастопольской. Если бы пришло 10 человек, нам бы, возможно, сказали: «Заканчивайте, друзья. Это никому неинтересно». Но гонка собрала многотысячную аудиторию, что доказывает: мотогонки корнями в мордовской земле, их необходимо развивать. Впечатления непередаваемые! Равнодушных лиц мы не видели. Огромный выброс адреналина. Очень важно, что соревнования были организованы с личной подачи врио Главы Мордовии Артёма Здунова. Этому человеку особая дань уважения. Если руководитель региона любит спорт, пропаганда здорового образа жизни населению обеспечена. А когда есть спорт, многие негативные явления обязательно отходят в сторону. Если спидвею построят стадион, создадут новые условия, мордовские мотогонщики наверняка вновь будут сильнейшими на планете.
— Сколько дней ушло на то, чтобы подготовить место для проведения соревнований?
— Двенадцать. Предельно короткий срок. Повезло с погодой — морозец, снежок. Но главный ресурс, который понадобился, это люди. Слава богу, они у нас есть. Настоящие энтузиасты спидвея, пронесшие любовь к мотогонкам через сложное десятилетие забвения. Считаю их нужно перечислить. Это Олег Цыпкайкин, Олег Гаврилкин, ЮнирБазеев, братья Василий и Евгений Косовы, Иван Демидов, Андрей Михайлов, Никита Маслов, Игорь Беляев, Юрий Барабошкин, Максим Лушников, Николай Жидеев. Возможно, кого-то упустил. Нам многие оказывали помощь. Вклад каждого бесценен. На мне, например, помимо комментирования, лежала бумажная волокита. Здесь существенно помогла жена.
— И все-таки организовать мотогонки очень непросто. С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе подготовки?
— С самыми разнообразными. Серьезно мешало отсутствие стартовой машины. Маршалу и главному судье приходилось начинать заезд вручную. Когда четверо гонщиков рвутся в бой, надо уметь выдержать паузу, чтобы обойтись без фальстартов. Техника, конечно, подводила, а также отсутствие практики. Я насчитал только четыре заезда, где старт проходил, что называется, в унисон. Кто-то задерживался, «включался» позже остальных, кто-то в паре случаев вообще не смог выйти на трек. Но строго судить нельзя. Некоторые по 5-10 лет не садились за руль шипованного мотоцикла. Такой фактор не мог не сказаться. Ведь далеко не каждый способен, как ЮнирБазеев в 17-м заезде, стартовать четвертым, а к финишу примчаться первым.
— Олег Гаврилкин выступал на мотоцикле сына, которого потерял слишком рано. Вы вспоминали Андрея, когда комментировали гонку. Расскажите, каким он вам запомнился?
— Прежде всего, хорошим человеком. Вел себя всегда скромно, прислушивался к тому, что ему говорят. Это помогало добиваться высоких результатов. У тренерского штаба национальной сборной Гаврилкин-младший был на особом счету. На парня возлагали очень большие надежды. В 2014 году спидвея в Саранске фактически не было, но Андрейпродолжал выступать за Самару. Насколько я знаю, в тот момент, когда на чамзинском участке трассы Саранск — Ульяновск произошла трагедия, у Гаврилкина было предложение от «Мега-Лады». Все знают, что клуб из Тольятти диктует моду в мотоспорте. В этом городе наш талант мог вырасти в гонщика экстра-класса.
— До следующего сезона уйма времени. Но в спидвее, как известно, действует поговорка «готовь сани летом». Что скажете по этому поводу?
— Скажу, что ходят слухи о второй гонке. От ребят слышал, причем сразу, как только завершилась первая гонка. В принципе, оно и понятно. Ведь трек готов, погода пока располагает к проведению соревнований. Ничего еще не растаяло. Весна ожидается поздней… Но есть загвоздка. Чисто техническая. Все-таки гоночные мотоциклы требуют постоянного ремонта, должного ухода. Где-то нам помогают гонщики из других регионов. Но не даром, естественно. Где-то сами спортсмены занимали денег, чтобы была возможность выступить. Вопрос же надо было решать в срочном порядке. Сделать это во второй раз смогут не все. В идеале, конечно, парк мотоциклов требуется обновить. И обновить качественно. Мне, кстати, неизвестно, какой техникой располагает сейчас мотоклуб «Мордовия». Эта организация была представлена на соревнованиях всего одним гонщиком — Максимом Захаровым. Кто-то говорит, что там всего два мотоцикла осталось, а может и полтора. В общем, нужна финансовая поддержка. Тогда за организацией дело не станет.
Александра ГРЫЗУНОВА