Мордовия собирает рекордный урожай зерна
Мордовия продолжает собирать рекордный урожай пшеницы. Комбайны на полях работают с раннего утра до глубокой ночи. Хлеборобы мечтают только об одном: чтобы свои коррективы в жатву не внесла погода. Из-за уборочной страды откладываются свадьбы, а комбайнеры практически не выходят из кабин. За тем, как заполняются закрома Родины – наблюдал корреспондент «ИМ».
Наши конкурируют с «немцами»
— Поедемте на соседний участок, там «немцы» работают! – генеральный директор ООО «Агрофирма «Норов» Дмитрий Поздняков с раннего утра объезжает пшеничные угодья. На полях его предприятия сейчас работают четырнадцать комбайнов. Собрано уже пять тысяч тонн пшеницы, а работы еще очень много! На урожай в этом году грех жаловаться, и влаги, и солнечных дней было достаточно. Такие поля и убирать хочется. Не то, что в прошлом году, когда урожайность на некоторых участках составляла всего двадцать центнеров с гектара. А ведь трудозатраты-то одни и те же!
— В этом году в зависимости от участка урожайность составляет от пятидесяти до семидесяти центнеров с гектара, — поясняет Дмитрий Поздняков, глядя на дружный строй российских, голландских и немецких комбайнов. Генеральный директор не скрывает, что «немцы» в работе получше будут, но они и стоят в полтора, а то и в два раза дороже ростовских «Акросов».
— В этом году мы купили два новых российских комбайна, — продолжает Дмитрий Поздняков. – И могу сказать, что на фоне своих зарубежных аналогов они выглядят вполне конкурентоспособно. И точность в работе у нашей техники на уровне, и производительность, и комфорт. Производители сейчас за этим следят строго. Вот прямо сегодня к нам приехал представитель завода «Ростсельмаш». Будет смотреть свою технику в деле! К этому у них очень серьезный подход, и мнение тех, кто пользуется их техникой для завода очень важно! На основании отзывов комбайнеров они впоследствии могут модернизировать какую-то машину, чтобы повысить ее эксплуатационные качества.
«Коллектив должен быть спокоен!»
Впрочем, несмотря на техническое совершенство работающих машин, Дмитрий Поздняков не скрывает: конечный результат все равно зависит от того, кто сидит в кабине!
— Комбайнеров мы всегда отбираем очень тщательно, — говорит генеральный директор. – У нас есть даже потомственные комбайнеры. К примеру, вон тем «немцем» управляет Юрий Басов. Он уже тридцать седьмой сезон за рулем комбайна. У него и отец комбайнером был, и дядя. И он сам этим делом занимается. Он же в селе родился и вырос. Все оттуда идет! Здесь ведь важен не только финансовый интерес комбайнера, но и понимание важности того дела, которым он занимается. Хотя и о финансовой стороне вопроса забывать тоже не следует. В сезон комбайнеры по 80-100 тысяч рублей в месяц получают. И это – не считая премий!
По словам гендиректора, большую роль в уборочной кампании играет фактор опыта и квалификации комбайнера. Молодого специалиста на новую машину сажают редко. Но бывают и исключения.
— В этом году у нас из армии вернулся студент аграрного института Антон Митякин, — говорит Дмитрий Поздняков. – До этого он у нас три года работал помощником комбайнера. Так мы ему сразу новый «Акрос» дали! Но только потому, что он до этого себя зарекомендовал очень ответственным человеком. А обычно перед принятием такого решения мы интересуемся мнением других комбайнеров. Потому что коллектив должен быть спокоен! Даже, принимая решение о том, на каком поле начинать уборку, мы собираем опытных комбайнеров, и вместе с ними объезжаем все поля! Они сами смотрят колосья, трогают руками, оценивают спелость урожая. С учетом их оценки мы и принимаем окончательное решение.
«Весь год уборочную ждешь!»
Жатка, словно парикмахерская машинка, бреет густую шевелюру колосьев. Зерно уходит в девятитонный бункер, на поле остается только стерня. За рулем ростовского «Акроса» довольно улыбается молодой механизатор Николай Пронин. Для него это уже четвертый сезон в качестве комбайнера. Еще два года до этого он отработал помощником. Говорит, что к сельскохозяйственной технике пристрастился, глядя на отца.
— Я ведь родом с Ардатовского района, — рассказывает Николай. – А в прошлом году, когда искал работу, приехал сюда. Сел на комбайн, сезон отработал. Когда уборка заканчивается, приходится заниматься другими сезонными работами. Но уборочная – это особенный этап. Ее весь год ждешь!
Николай – не просто комбайнер, он романтик! В уборке для него важен не только результат, но и сам процесс.
— Когда урожай хороший, его и собирать интереснее, — продолжает мужчина. – Веселее, если хочешь! Приятно потом смотреть на результат своего труда. Знаешь, когда смотришь на густую струю зерна, которое сыпется из шнека в кузов машины!..
«Расписаться собираюсь после уборки!»
За четыре сезона работы комбайнером и два помощником Николай Пронин в совершенстве овладел уборочной техникой. Машину свою он любит по-настоящему. Да и грех такую не любить! На улице жара и пыль столбом, а в кабине – работает кондиционер, играет любимая музыка, уют и комфорт. Николай даже обувь снимает!
— Знаешь, я еще застал старые комбайны, — рассказывает мужчина. – Еще на «Дону» работал. По сравнению с «Акросом» — это как небо и земля. На старых машинах намного тяжелее было. Пыль стоит, приходится дверь одну постоянно открывать, чтобы продувало кабину. А здесь видишь, весь рабочий процесс контролирует компьютер. На мониторе я контролирую, сколько оборотов делает барабан, на сколько процентов заполнен бункер и другие параметры.
Тот факт, что в уборочную кампанию работа отнимает практически все свободное время, Николая нисколько не напрягает.
— Ну да, работать приходится с раннего утра и до глубокой ночи, — продолжает мужчина. – После того, как заканчиваешь работу в поле, нужно ведь еще комбайн почистить, чтобы утром не тратить на это время. Но мне нравится моя работа. Из-за начала уборочной кампании я даже со своей девушкой расписаться не успел! Теперь сделаем это после уборки урожая!
«Бункер заполнен!», — женский голос бортового компьютера информирует о том, что необходимо разгрузиться.
— Вот видишь, лампочка мигает, это значит, что я полный, — объясняет Николай Пронин. – Сейчас ко мне подъедет грузовик, засыплю его, и дальше поеду! Уборка еще месяца полтора не закончится. Кроме пшеницы ведь еще ячмень есть, горох, соя…
Он на несколько секунд выпрыгивает из кабины, чтобы посмотреть на результат своего труда. Густая пшеничная струя мощным потоком сыпется в кузов «Камаза». Прав Николай, смотреть на это и правда, очень приятно!
Алексей Константинов