Самый необыкновенный – «обыкновенный» водитель «Горэлектротранса» Олег Ганчин

Когда мы заходим в салон общественного транспорта,  редко задумываемся, кто же везет нас до работы или учебы в Саранске. Теперь знайте, кого попало в муниципальное предприятие «Горэлектротранс» не возьмут: отбор здесь, почти как в отряд космонавтов! И здоровье чтоб было отменное, и водить автобус мог не просто безопасно и комфортно для нас, пассажиров, а как «ювелир», на наших зачастую не «ювелирных» дорогах… Всем этим требованиям соответствуют все 300 саранских водителей троллейбусов и автобусов МП «Гор­электротранс». Но  водитель автобуса Олег Ганчин – все-таки особенный: на лацкане его пиджака заслуженно сияют два ордена Красной Звезды!

До недавнего времени на автобусах трудились девять «афганцев», теперь остались трое: Геннадий Ларин, Анатолий Воробьев и Олег. Сам  он считает себя самым обыкновенным. Потому что очень скромный…

Три заветных счастья

Как говорят философы, для человеческого счастья необходимы три условия: в какой семье родиться, у кого учиться и… на ком жениться! Олегу Ганчину в этом смысле повезло трижды. Родился он 3 февраля 1967 года в обычной советской семье: отец Виктор Павлович хоть и был по жизни «советским партократом-руководителем», но все любил делать своими собственными руками. Многие годы был строгим, но справедливым начальником гаража СПАТП №1: умел работать с водительским составом, был ярым коммунистом, пожалуй, похлеще Зюганова! Так что папаня учил Олежку с детства Родину любить как следует.

Самая добрая в мире мама – Галина Васильевна Ганчина. Сколько слез она выплакала за солдатскую службу сына, знает только она и Бог. Все заметки о подвигах сына в окружной газете Туркестанского военного округа «Фрунзевец»  и «Красной Звезде» она хранит по сей день как реликвии.  Живет она в селе Кульмино Чамзинского района.

До сих пор добрым словом вспоминает Олег Викторович своих мудрых учителей  Комсомольской школы №2 Чамзинского района  и Сабур-Мачкасского училища. После завершения учебы в  СПТУ получил Олег профессию тракториста-машиниста, водителя широкого профиля. Конечно, это не университетские корочки, но именно эти профессии дали молодому Олегу Ганчину надежную путевку в жизнь. Это было «второе счастье» Олега. Уже через некоторое время, во время срочной армейской службы,  командование войсковой части в Афганистане разглядело в новоявленном связисте  Олеге Ганчине профессионального аса-водителя БТРа, которому можно было доверить самые замысловатые в оперативно-тактическом плане боевые задачи в любое время суток и при любой погоде. Его БТР мог запросто пробраться чуть ли не по отвесным скалам или подниматься в гору под углом  60 градусов. И при этом приходилось частенько не только сопровождать, но и прикрывать боевых товарищей. Кто хоть что-то смыслит в военном деле, понимает о чем идет речь…

Ну, а «третье счастье» всегда при Ганчине. Это его надежный тыл – супруга Светлана из поселка Николаевка, что в пригороде Саранска.  Вечная спортсменка, активистка, призер всевозможных биатлонных первенств. В соревнованиях по лыжам и стрельбе ей до сих пор нет равных.  В домашнем альбоме  Светланы более сотни дипломов.

Снежная свадьба 2-3 января 1988 года соединила Олега и Светлану прочно. Разлучаться им приходилось только на время, когда Олег погнался, было, за длинным «шоферским» рублем в Москву, да вовремя одумался. И сейчас Ганчины испытывают свою любовь на прочность. Только теперь Светлану, как  высококлассного  специалиста Саранского телевизионного завода, пригласили на одно из дочерних предприятий Ульяновского авиационного завода. Даже квартиру ей служебную предложили.

Теперь уже Светлана едет «на побывку» в Саранск к своему возлюбленному и замечательным сыновьям  Григорию и Вячеславу, невесткам, внукам Тимуру и Роману, внучке Амине. Вот как новые капиталистические времена поменяли уклад семейной жизни Ганчиных. Жизнь становится мобильной, скоростной.  Но любовь Олега и Светланы все выдержит, семья для них —  святое!

За перевалом Саланг…

Мало кто просился в Афганистан по собственному желанию. По крайней мере, автор этих строк пока таких людей не встречал. Вот и статный 18-летний  юноша Олег Ганчин не мечтал об освоении афганских горных перевалов и скал. Вчерашний заядлый футболист и хоккеист, победитель первенств «Золотая шайба»  больше  мечтал стать десантником. Чтоб в красивой форме с ярким аксельбантом предстать перед Светкиным взором в дембельской форме.

«Покупатель» в Рузаевском военкомате не сказал ни слова ребятам о том, что он формирует команду на южные рубежи. Однако ребячьи сердца почувствовали,  что им предстоит непростая поездка.  Внешний вид офицера и его южный загар настраивали  их  на встречу с Туркестанским военным округом.  Предчувствие не обмануло мордовских парней.

Краткосрочные, ускоренные курсы связистов в Ашхабаде пролетели как один день, и вот новоиспеченный боец Олег Ганчин уже был доставлен спецбортом в Кабул, а затем направлен  в мотострелковую часть.Полк располагался вблизи населенных пунктов Джабаль и Усаранж. Это был непростой для Афгана 1985 год.  Связистом Олег не стал:  срочно требовался водитель-механик  БТРа. Лучшей кандидатуры, чем Ганчин, было не подобрать.

Выезжать нашему земляку  приходилось по совершенно различным поводам: сопровождать  командование части, выезжать на засады, частенько ночные, перевозить раненых и, к сожалению, убитых… Не секрет, что все это происходило часто под интенсивным обстрелом душманов и действовавших под прикрытием «империалистов-крышевателей». Особенно запомнились Олегу спецназовцы нашего ГРУ, которых он однажды  возил на засаду глубокой ночью:

— Вот это мужики  — бойцы, каждый под два метра! – Вспоминает  Олег Викторович. —  Во­зил их высоко в горы, ночью, без света. Задачи они свои знают и выполняют четко, я думал, такое только в кино бывает. Понимают друг друга без слов, по жестам. А положение моего БТРа было тогда почти вертикальное.

Первый орден Красной Звезды наш земляк получил за успешную доставку секретных документов в свою часть из штаба дивизии в Баграме. Экипаж БТРа попал под интенсивный артобстрел. Повезло нашему Олегу, отделался ранениями и контузией. А вот трое его друзей-бойцов, находившихся буквально в пятидесяти сантиметрах от него, погибли…

Второй орден Красной Звезды был вручен Ганчину за успешное сопровождение афганской колонны «наливников» — бензовозов по узким серпантинам горных дорог. На броне его БТРа тогда бесстрашно восседали корреспонденты окружной и центральной военной газеты «Красная Звезда». Их «бесстрашие»  закончилось сразу же при внезапном обстреле душманов, целью которых было завладеть топливом. Как правило, «духи» старались выводить из строя первую, среднюю и последнюю машины колонны. Но не ожидали они столь ожесточенного нашего сопротивления, яростного отпора, пришлось им отступить. А на лацкане пиджака Ганчина вместе со второй Красной Звездой разместилась с тех пор медаль «От благодарного афганского народа». Вот только льгот у этой медали в Афгане, скорее всего, никаких нет. А жаль…

— Я сейчас реже стал вспоминать Афган, а по приезду домой после срочной службы  еще долго  подпрыгивал по ночам, в буквальном смысле  искал пулемет, — говорит с улыбкой Олег Викторович.  – А сейчас меня спасает рыбалка: и летняя, и зимняя.  Сура, Мокша, Инерка. Езжу просто отдыхать: не поймал ничего — и не надо!

Олег КОРЧИГАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]