Родные летчика Даньшина благодарны волгоградским краеведам за установление места его захоронения
В редакцию «Известий Мордовии» обратился житель Саранска Владимир Петрович Завьялов. Он поведал нам радостную новость, от которой буквально на глаза наворачиваются слезы. Спустя почти 80 лет после гибели волгоградскими краеведами было установлено место захоронения родного дяди Владимира Петровича, летчика советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 Василия Григорьевича Даньшина. Теперь родные, живущие в Саранске, Москве и Саратовской области, точно знают, где, когда и при каких обстоятельствах погиб их родной человек и где он нашел последний приют.
Последний полет
— Буквально на днях с нами связался волгоградский краевед Владимир Ильич Тюленев и рассказал, что найдено захоронение нашего родственника, родного брата моей матери — Василия Григорьевича Даньшина, — делится новостью Владимир Петрович. — Для нашей семьи это просто замечательная новость, ведь мы давно пытались установить судьбу нашего родственника!
Летчик Василий Даньшин был похоронен на территории фруктового сада колхоза им. Ворошилова Эльтонского района Волгоградской области.
Вот как пишут в районной газете «Знамя» Ленинского района Волгоградской области об обнаружении могилы советского летчика Василия Даньшина:
— Старожилы поселка Рассвет Тюленева Ольга Васильевна, Трубачев Алексей Федорович, Подмосковнов Петр Иванович, Коробов Алексей Андреевич рассказывали о гибели 2 сентября 1942 года экипажа советского бомбардировщика из 8-ой Воздушной армии на территории колхоза имени Ворошилова Эльтонского района Сталинградской области. Погибли два летчика: штурман, старший лейтенант Криварчук Иван Иванович и стрелок – радист, лейтенант Фомин Валентин Иванович. Их похоронили в саду в центре поселка. Пилот этого самолета Даньшин Василий Григорьевич получил сильные ушибы и травмы, но участвовал в их захоронении. За ним ухаживала Коробова Пелагея Павловна. Однако через месяц он умер, и его похоронили рядом с товарищами. Сельчане поставили им деревянный памятник с фанерной звездой.
Имя героя установлено!
В газетной заметке также сообщается, что летчиков в 1953 году перезахоронили в пос. Рассвет. Рядом с клубом установили деревянный памятник, на котором указали имена бойцов, нашедших в обильно политой кровью волгоградской земле свой последний приют.В начале 1960-х годов из лучших побуждений табличку сняли, так как хотели ее обновить. Но потом по рассеянности или халатности утеряли. Так могила стала безымянной. Поэтому имена тех, кто покоился в могиле, долгое время никто не знал.
Но, как поясняют местные краеведы, на их земле много безымянных могил и установление имен героев, сражавшихся за свободу родной земли, — долг чести. В 2010 году краевед Владимир Тюленев предпринял попытку найти утерянные имена героев-летчиков. Поиски увенчались успехом, и в 2013 году ему удалось установить имена двух членов экипажа Криварчука И.И. и Фомина В.И. После этого на памятнике появились две именные мраморные таблички, на которых были увековечены имена героев-летчиков Криварчука и Фомина.
Понадобилось еще целых 7 лет, чтобы найти фамилию третьего члена экипажа – Василия Григорьевича Даньшина. Это случилось благодаря сотруднице Эльтонского районного военного комиссариата Жанылганым Науреденовой. Именно она в конце декабря 2019 г. установила имя третьего героя, которым оказался наш земляк.
Мечты о небе
Василий родился в 1920 году в обычной сельской семье. О нем сохранилось совсем немного информации, ведь Василий погиб, героически защищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков, совсем юным, не успев обзавестись ни семьей, ни детьми.Родители растили 3 сыновей и 2 дочек. Как и все, Даньшины жили трудно, много работали, чтобы прокормить детей. После 7-го класса Василий поступил учиться в сельскохозяйственный техникум в Инсаре, но, судя по тому, что уже через несколько месяцев решил уехать к брату-железнодорожнику Ивану в Магнитогорск, учеба мальчишке не пришлась по душе. Через некоторое время он поступил в легендарное Оренбургское летное военное училище, основанное еще в1921 году.
Откуда у простого деревенского парнишки тяга к небу? Непонятно. В семейном архиве Владимира Петровича Завьялова до сих пор хранятся фотографии, которые Василий присылал родным в Инсарский район. На старых, военных лет фотографиях, Василий позирует в летной форме. Таким он и остался навсегда в памяти родных — высокий, красивый, статный, самый красивый парень на селе. Навеки 22-летний Василий был призван в армию 1 октября 1940 года. Потом началась война. А вскоре родители получили «похоронку» на Василия. Он погиб в бою в ноябре 1942 года. — По рассказам моей матери Ефросиньи, родной сестры Василия, в начале войны над местным колхозным полем пролетала летная эскадрилья, а один из самолетов, как сложилось впечатление у наблюдавших, сделал круг и будто приветственно «помахал» крыльями. Потом Василий написал домой в письме, что это он пролетал на своем «Пе-2» над родным селом и подал знак землякам, — вспоминает Владимир Завьялов. Это, к сожалению, была последняя весточка от Василия.
У Даньшиных на фронт были призваны и другие сыновья — Иван и Федор. Федор ушел на фронт добровольцем в 18 лет. Правда, вскоре получил тяжелое ранение, вернулся домой и полностью ослеп. Искалеченный войной молодой парень нашел свое семейное счастье, воспитал двоих детей. Он прожил длинную жизнь и скончался всего несколько лет назад в преклонном возрасте. — Родители оплакивали Василия, который погиб совсем молодым, 22-летним, до конца своей жизни, — рассказывает Владимир Петрович. — Мать и отец скончались в начале 1970-х гг. и не было дня, чтобы они не вспомнили о своем погибшем на фронте сыне.
Как отмечает В.П. Завьялов, на сегодняшний день у Василия живы шестеро племянников. И все рады, что теперь знают место захоронения и обстоятельства гибели своего родственника. Военным комиссариатом Волгоградской области принято решение об увековечивании имени летчика, старшего сержанта Василия Григорьевича Даньшина. Имя уроженца Мордовии будет внесено в именной список на мемориальную плиту воинского захоронения. Мраморную плиту на захоронении планируется установить в дни празднования Великой Победы. Владимир Петрович с родными мечтают посетить могилу В.Г. Даньшина и принять участие в установке мемориальной таблички с именем летчика, шагнувшим в 22 года в бессмертие.