Университетская жизнь
1 сентября Мордовский государственный педагогический университет открыл двери для студентов, аспирантов, преподавателей и ветеранов педагогического труда.
Тревоги и волнения приемной кампании- 2020, проходящей в непростых условиях дистанта, остались позади, и первокурсники очной формы обучения, а это 575 студентов уровня бакалавриат, 72 студента-магистранта и 125 студентов факультета среднего профессионального образования впервые вошли в вуз.
День знаний для первокурсников состоялся в очном режиме в формате часа куратора, состоящего из двух блоков.
В рамках воспитательного блока состоялись «Урок патриотизма», посвященный празднованию Года памяти и славы в Российской Федерации, и «Урок здоровья» с целью формирования культуры здоровьесбережения у студентов в период эпидемии.
Образовательный блок включил в себя знакомство с электронной информационной образовательной средой университета и электронными библиотечными системами, получение логина и пароля для входа в личный кабинет для организации обучения в дистанционном формате.
Студенты старших курсов на большой перемене приняли участие в мероприятии «День знаний он-лайн».
Ректор университета Марина Антонова поздравила студентов с началом нового учебного года, пожелав им здоровья, креативных идей, огромного багажа знаний, уверенности в выбранном пути, быть лидерами изменений и надежными друзьями.
В жизни евсевьевцев произошло знаковое событие: приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 августа 2020 года Мордовскому государственному педагогическому институту присвоен статус университета.
За плечами вуза – десятилетия педагогического служения стране и обществу, огромный и, безусловно, ценнейший опыт работы.
С исторической точки зрения Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева – вуз молодой. Тем не менее, несколько десятилетий его становления неразрывно связаны с советской эпохой, уже ставшей историей нашей страны.
30 июня 1962 г. было принято постановление Совета министров РСФСР «Об открытии в г. Саранске Мордовского государственного педагогического института», а 25 июля того же года – аналогичное постановление Совета министров МАССР.
Вновь образованному институту правительство республики передало ряд зданий с баланса Саранского городского совета депутатов трудящихся – например, комплекс школы-интерната № 2. План приема студентов на первый курс института был определен в количестве 250 человек. При этом Совет министров МАССР предложил обратить особое внимание на прием абитуриентов из сельской местности.
На момент основания в структуре института были три факультета – филологический, естествознания, физико-математический.
В 1972 г. МГПИ было присвоено имя мордовского просветителя Макара Евсевьевича Евсевьева.
Так было положено начало новому вузу, ставшему более чем на полвека «кузницей» педагогических кадров не только для Мордовии, но и для всей страны.
В 1962–1972 гг. происходит становление Мордовского государственного педагогического института, создание его материальной базы, формирования преподавательского состава, создание корпоративных традиций.
1972–1992 гг. для МГПИ стали периодом расширения номенклатуры специальностей, увеличения перечня факультетов, формирования научно-педагогических школ, открытия аспирантур и, параллельно, строительства учебных корпусов и общежитий.
В постсоветский период Мордовский государственный педагогический институт, как и все российские вузы, оказался в сложных условиях перехода к рыночной экономике и новым общественно-политическим и социокультурным реалиям. Тем не менее, продолжалось развитие его материально-технической базы, в том числе компьютеризация учебно-образовательного процесса, открытие новых факультетов, расширение аспирантуры и открытие докторантуры.
На современном этапе Мордовский государственный педагогический университет является признанным лидером педагогического образования региона. Вводятся новые профили профессиональной подготовки, программы дополнительного образования, совершенствуется система управления качеством образования, расширяются научные и образовательные контакты, растет авторитет научных достижений вуза и востребованность учебно-методических наработок образовательной практикой.
Вуз прошел огромный путь и превратился в передовой научно-образовательный кластер педагогической науки и инновационной педагогической практики.
В настоящее время в структуре университета функционируют 9 факультетов (филологический, иностранных языков, физико-математический, психологии и дефектологии, истории и права, физической культуры, естественно-технологический, педагогического и художественного образования, среднего профессионального образования, 24 кафедры, более 30 структурных подразделений.
Обучение осуществляется по широкому кругу специальностей и направлений подготовки, а именно: 050000 Образование и педагогические науки, 030000 Гуманитарные науки, 080000 Экономика и управление, 49.03.01 Физическая культура, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование, 37.03.01 Психология, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование; 44.04.01 Педагогическое образование, 44.04.02 Специальное (дефектологическое) образование и др. Реализуются 107 профилей подготовки: 35 – бакалавриата, 27 – магистратуры, 18 – специалитета, 3 – среднего профессионального образования, 24 – подготовки кадров высшей квалификации.
В вузе проходят обучение более 6 тысяч студентов. Осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по 10 отраслям науки, действуют 2 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Расширяются международные связи МГПУ. В качестве одного из примеров можно привести факультет иностранных языков, на котором с 1989 г. действует центр учебно-методической литературы, созданный при поддержке института имени Гёте. В 2000 г. между кафедрой немецкого языка и Немецким культурным центром имени Гёте был заключен договор о сотрудничестве, благодаря чему преподаватели имеют возможность повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях Германии, а также участвовать в организуемых им различных проектах и семинарах. Об уровне кадрового состава факультета свидетельствует тот факт, что большинство преподавателей факультета прошли курсы повышения квалификации и стажировки в Австрии, Германии и Соединенных Штатах Америки.
Безусловно, главным богатством любого вуза как профессионального сообщества являются люди. Уровень преподавания и научно-исследовательской работы педагогического университета определяется людьми, которые посвятили годы и десятилетия жизни служению в его стенах.
Отдельное слово следует сказать о ветеранах. Вуз был основан через семнадцать лет после окончания войны, но множеством нитей – нитей человеческих судеб – МГПУ связан с Великой Победой.
Многие преподаватели, работавшие в институте в 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ века, были ветеранами Великой Отечественной войны. Среди них преподаватели кафедры истории КПСС Александр Филиппович Святкин, Дмитрий Васильевич Куликов, Иван Андреевич Яшкин, Юрий Михайлович Высоцкий, преподаватель филологического факультета Николай Николаевич Алексеев, преподаватели факультета иностранных языков Алексей Алексеевич Федоров и Семен Михайлович Игошин, преподаватель биолого-химического факультета Владимир Владимирович Комодов, работник хозяйственного сектора Хамза Алиевич Бабиков.
Немало среди преподавателей и сотрудников МГПУ было и тружеников тыла. Это Елизавета Михайловна Медведева (факультет физической культуры), Зоя Сергеевна Дерябина, Аделина Савельевна Творогова (естественно-технологический факультет), Семен Захарович Деваев, Михаил Александрович Келин, Полина Дмитриевна Казакова (филологический факультет), Алексей Никанорович Ануфриев (факультет педагогического и художественного образования), Василий Семенович Ивашкин (факультет истории и права).
Коллектив чтит своих сотрудников – участников Великой Отечественной войны, внесших достойный вклад в развитие ведущего педагогического вуза Республики Мордовия.
Что касается вклада в отечественную науку, то в этом плане Мордовскому государственному педагогическому университету есть кем и чем гордиться.
Например, одним из специалистов, во многом определивших современный облик педвуза, был Ефим Григорьевич Осовский, член — корреспондент РАО, действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Мордовия. Ефим Григорьевич, без преувеличения, является знаковой фигурой в научно-академическом сообществе всей страны. Его отличал новаторский подход и в науке, и к учебному процессу. Так, именно по инициативе Е. Г. Осовского в учебные планы всех факультетов были включены практикумы по подготовке студентов к работе с детьми и подростками в детских оздоровительных лагерях.
Будучи выдающимся ученым-педагогом, наставником и учителем, Е.Г. Осовскому удалось сформировать коллектив единомышленников – ученых и педагогов, преподавателей, аспирантов и докторантов российских вузов, с высокой результативностью выполнявших научные исследования. Под его руководством было защищено порядка 40 кандидатских и докторских диссертаций.
Очень много Ефим Григорьевич сделал для сбережения культурного наследия республики. В частности, его усилиями в институте был создан музей М.Е. Евсевьева, с богатой и интересной экспозицией, посвященной выдающемуся просветителю, имя которого с гордостью носит вуз. Сегодня музей М.Е. Евсевьева многофункционален, но ведущей остается функция по воспитанию у студентов чувства «мы – евсевьевцы», гордости за свой вуз, профессиональной направленности личности будущих педагогов-учителей, педагогов-воспитателей.
Еще при жизни Е. Г. Осовского сложилась преемственность поколений исследователей, выросших на его смелых и оригинальных научных идеях и удивительном опыте творческого профессионального общения, которое стало настоящей школой научного поиска и культуры исследования.
В Ефиме Григорьевиче удачно сочетались черты ученого, организатора педагогической науки и инновационной образовательной практики. Им разработана и опубликована технология проведения педагогических олимпиад. B 1980-е гг. он был одним из руководителей программы «Сельская малокомплектная школа России». Являясь педагогом-новатором, Ефим Григорьевич принимал участие в создании и работе первых инновационных учебных заведений в Мордовии – лингвистической гимназии №12 и школы-лицея № 26 г. Саранска, неоднократно признававшихся в числе лучших школ России.
Заметной фигурой в финно-угорской лингвистической науке был Дмитрий Тимофеевич Надькин, выдающийся лингвист, поэт, педагог, переводчик, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки МАССР, лауреат Государственной премии РМ. Его авторству принадлежат более 60 научных работ и учебных пособий по мокшанскому и эрзянскому языкам. Богато и художественное наследие Д. Т. Надькина. Им опубликован ряд стихотворных сборников. Кроме того, Дмитрий Тимофеевич стоял у истоков возрождения этнокультурного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа.
В 1970-е – 1990-е гг. с институтом долгое время сотрудничал Виктор Иванович Кемкин – признанный специалист в области философии, по общей теории развития и методологии науки. В трудах В.И. Кемкина — ряд философских проблем современной физики, общей теории систем, теории информации и кибернетики.
В 1973–2014 годах кафедрой математики руководил Геннадий Иванович Саранцев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. По его инициативе в 1992 году в вузе был открыт один из первых в Поволжье специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по методике преподавания математики. Геннадий Иванович также является создателем целой научной школы: под его руководством защитились более 50 кандидатов и докто- ров наук. В 1990-е годы Г.И. Саранцевым было сформировано новое крупное научное направление – методология обучения математике. В частности, им была разработана оригинальная концепция использования задач в обучении математике, создан комплекс учебной литературы по методологии, теории и методике обучения математике для студентов педагогических вузов.
Среди ученых и педагогов, которыми по праву гордится университет, особого упоминания также заслуживает Виктор Константинович Свешников (1941-2018), член-корреспондент Академии электротехнических наук Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Мордовия, лауреат Государственной премии Республики Мордовия, доктор технических наук, профессор В.К. Свешников является основателем научной школы «Исследование физических процессов в ионных, электронных и полупроводниковых приборах». Он первый мордовский ученый, удостоенный Нобелевской медали Российской академии естественных наук.
В стенах вуза много лет работал Ю.Б. Малыханов – член-корреспондент Академии электротехнических наук Российской Федерации, специалист по электрическим и оптическим свойствам атомов и молекул. В 1986 г. Юрий Борисович стал первым в истории высшей школы Мордовии доктором физико-математических наук.
Сегодня профессорско-преподавательский корпус университета объединяет специалистов по самым разнообразным областям научного знания – физике и математике (Х.Х. Абушкин, Н.Г. Тактаров); биологии и химии (Г.Г. Федотова, О.С. Шубина, М.А. Якунчев, С.А. Ямашкин); педагогике (Л.С. Капкаева, Л.П. Карпушина, И.С. Кобозева, Т.И. Шукшина), дефектологии (Г.В. Новикова, Н. В. Рябова); психологии (Ю.В. Варданян), филологии (О.И. Бирюкова, Л.П. Водясова, Е.А. Жиндеева, О.И. Налдеева, В.И. Рогачев), истории (А.В. Мартыненко, Т.Д. Надькин); философии (Г.Г. Зейналов, Е.А. Мартынова, С.И. Пискунова, Е.Н. Чекушкина).
Коллектив преподавателей обеспечивает качественную подготовку студентов, во многом благодаря которой Мордовский государственный педагогический университет не только избежал участи многих провинциальных вузов, разного рода оптимизаций и «слияний», но и смог сохранить свою индивидуальность, в том числе принципиальную ориентированность на подготовку учителей, педагогических кадров для российских школ.
Ярким событием этого года стало проведение на базе Мордовского государственного педагогического университета очного этапа защиты проектов в номинации «Мой родной язык» XVII Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – Моя Россия», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей». Свои работы направили участники из более чем 20 регионов России. Студенты Мордовского педуниверситета достойно представили свои исследования. Члены жюри – ведущие российские эксперты высоко оценили интересные и перспективные проекты евсевьевцев.
Через проект реализуется не только знание и видение проблемы, но и происходит поиск и формирование личностных качеств, умение работать индивидуально и в команде, зарождаются новые качества: критическое мышление, умение оперировать фактами, закономерностями, делать обоснованные выводы и предположения, растет мастерство, проявляются и укрепляются лидерские качества.
В 2020 году Мордовский государственный педагогический университет выступил вузом-соорганизатором Всероссийской профессиональной олимпиады студентов «Я – профессионал» по направлениям подготовки: Педагогическое образование (основное), Специальное (дефектологическое) образование и Психолого-педагогическое образование.
21 июля 2020 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которым в целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека определил национальные цели развития Российской Федерации.
Второй по значимости национальной целью развития после сохранения населения, здоровья и благополучия людей обозначена возможность для самореализации и развития талантов.
Важным направлением деятельности педагогического университета является воспитательная и профориентационная работа с молодежью, отбор мотивированных абитуриентов с высоким творческим потенциалом, а также создание условий для развития и раннего профессионального роста студентов.