Необычная экскурсия по музею Анны Ахматовой в Фонтанном дворе  

В маленьком городе, где сумерки заставляют людей закрываться в уютных домах, не всегда можно найти что-то новое и неизведанное. Саранск всегда был моим маленьким домом. Но, взрослея, ты понимаешь, что мир движется быстрее, всё меняется, одни города приходят в твою жизнь, другие уходят. 

ЧАСТЬ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Санкт-Петербург стал моим новым домом. Я всегда любила этот город, потому уехала учиться в столицу промозглой погоды и культурной жизни России. Теперь, живя здесь, я хочу стать частью этого большого и такого незнакомого мне города. Так, начинаешь исследовать все дворы и улицы, площади и парки, скверы и аллеи. Постепенно изучаешь музеи, памятники искусства, дворцы, театры. И уже не такими далекими кажутся тебе эти желтые дома, поврежденные временем. 

Если вы, так же, как и я, хотите познакомиться с этим удивительным городом поближе, то настоятельно рекомендую вам первым делом идти не в Эрмитаж или Кунсткамеру, а в более маленькие и локальные музеи. Дом Анны Ахматовой в Фонтанном дворе – это именно то место, с которого вам следует начать. 

 

Сейчас я постараюсь погрузить своего зрителя в мир поэтики и искусства двадцатого столетия. Серебряный век литературы начинается с буквы А – он начинается с имени великой поэтессы своего времени, с имени Анны Андреевны Ахматовой… 

ЭКСКУРСИЯ НАЧИНАЕТСЯ

Стук шагов сопровождается долгим эхом, звенящим в арке. Тусклый свет неравномерно освещает стены, почти полностью исписанные. Читая по исчирканной, измученной временем желтой штукатурке, невольно слышишь в известных строчках голос женщины, оставшейся в памяти людей символом своего времени. Входя в высокую арку, мы встречаем ее портрет. Анна Ахматова приветствует нас и спокойным взглядом, так, будто она ждала, будто знала, что именно мы придем посмотреть на Фонтанный двор с его неяркими фонарями и старыми кленами. 

Издалека слышится голос Бродского. Перед домом Анны Ахматовой расположилась выставка, посвященная еще одному известному поэту. Так размеренно звучит его монолог, записанный давно и недавно. Своими стихами Бродский словно готовит нас к встрече с мрачными стенами, хранящими не менее мрачные воспоминания о своих хозяевах.

 

В воздухе витает давно ушедшая из этого дома радость. Анна Ахматова была женой искусствоведа Николая Пунина, у него же она и жила.  Квартира в Фонтанном дворе принадлежала не поэтессе, а ее мужу, который содержал в собственном доме детей от прошлого брака и их мать. 

КОМНАТЫ ХРАНЯТ ИСТОРИЮ

Дверь квартиры выглядит небольшой, учитывая рост поэтессы. Несколько слоев краски придают вид благородной старины. Внутри — зеленая мрачная атмосфера. Прихожая, кухня, они выглядят обычно для квартиры советской эпохи. Вот висит на вешалке старое пальто, зеркало во весь рост, ботинки.  Вперед, вдоль коридора видна вся квартира Пуниных. Непривычное для нас пространство с высокими потолками и дряхлыми белыми окнами наполняется светом золотых светильников и торшеров. Справа от прихожей видна самодельная фотостудия и в наше время свой привычный облик. Кухня заполнена раритетными столовыми приборами, посудой, банками. Единственный элемент, напоминающий царскую Россию, – сделанный из красного дерева стеллаж для посуды. Полы скрипят — мы идем дальше.

Комнаты хранят историю семьи, которая жила здесь. Детская совсем не похожа на место, где можно чувствовать себя весело и беззаботно, скорее, наоборот, чувствуется в ней присутствие грусти, какой-то растерянности и неопределенности. Видно, что дети здесь становились свидетелями трагедии, забиравшей все больше и больше невинных жизней. Все в этом доме говорит о сложной и непосильной судьбе людей, коротавших свои дни в ожидании приговора. В тридцатые годы был арестован Николай Пунин, а потом и Лев Гумилев – сын Анны Андреевны. Это время было самым продуктивным в творчестве поэтессы, но одновременно и самым тяжелым. Поэма «Реквием» написана именно тогда, и она полностью передает всю горечь матери, у которой отобрали единственного ребенка. Анна Ахматова писала стихи о боли, что она испытывала каждый день. Лев Гумилев содержался под стражей в «Крестах». Бесконечные унизительные письма Ахматовой Сталину, к сожалению, никак не смогли повлиять на судьбу ее сына.

Здесь она писала свои письма, здесь она писала свои стихи. Обычная комната. Письменный стол, несколько картин, чернила, кровать. Ей нужно было совсем немного для счастья – только спокойствие, которого у нее за такую долгую жизнь так и не было.  

Розовая комната, наверное, единственное светлое место в доме. В ней ты чувствуешь умиротворение, в отличие от остальных помещений дома. Светлые тона погружают нас в романтичную и благоприятную атмосферу. Стол, где лежат стихи известной поэтессы, люстра с багровым бархатистым абажуром – все это символизирует часть счастливой жизни Анны Ахматовой. Вечера, разговоры в приятной компании, литературные чтения, непринужденные рассуждения о грядущем – все это может сделать человека счастливым. И одно мгновение способно оборвать жизни многих людей. Пунина и Гумилева арестовали из-за доклада одного из друзей семьи. Кто-то рассказал обо всем, что обсуждалось в квартире Пуниных. И после этого прежней жизнь Ахматовой уже не станет…  

ЕЕ ПРИСУТСТВИЕ — ВЕЗДЕ

Кабинет, где работал Пунин, является финальной точкой экскурсии по дому известной поэтессы. Это помещение отличается от остальных в доме своей наполненностью. Хозяин его увлекался живописью. Пунин хранил на стенах своего кабинета картины знакомых художников, среди которых был и протрет Анны Ахматовой, а под стеклом на письменном столе лежало фото девушки, которую он так любил. Анна Ахматова выглядывала совсем неловко из-под прозрачного старого стекла, ее глаза с особым спокойствием смотрели на зрителя, словно пытались что-то сказать. Везде в этом доме чувствовалось ее присутствие.

Виктория БАРАНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]