Мастерица из Мордовии: «Меня Сычков вдохновил, и словно Бог движет рукой»

Выросшая в селе Гумны, специально профессиональным тонкостям изобразительного искусства она никогда не училась. Но с раннего детства её тянуло что-нибудь смастерить собственными руками – полезное и красивое. «Видела, как вяжут бабушки и мамы, и сама ещё в начальных классах начала вязать разные одёжки», — вспоминает Вера Нагаева. Повзрослев, она стала шить также «для себя и близких».

Пристрастие к творчеству

Окончив школу, получила профессию агронома, казалось бы, самую подходящую для сельской девушки. Но обстоятельства сложились так, что агрономические знания Вера Витальевна реализует на приусадебном семейном участке.

А судьба на долгие годы опять связала с родной школой, где она после рождения детей трудилась старшей пионерской вожатой.

— Но, кроме организационных обязанностей, мне самой особое удовольствие доставляло творчество, — признается Вера Нагаева. – Оформляла стенды, вместе с ребятами мы готовили различные выставки изделий из природного материала.

А пять лет назад Вере Витальевне предложили возглавить сельскую библиотеку. Сфера деятельности изменилась, а вот пристрастие к творчеству не остыло. И ей постоянно хочется освоить что-нибудь новое для себя.

Необычные фигурки

К ежегодному республиканскому фестивалю-конкурсу «Шумбрат, Мордовия!» заведующая Гумненской библиотеки Нагаева приготовила экспозицию цветочных натюрмортов, вышитых атласными лентами. В Саранске жюри её работы одобрило, но эксперты деликатно посоветовали, мол, цветы сейчас вышивают многие, а желательно найти что-то особенное, оригинальное, такое, чего больше ни у кого нет.

Вера Витальевна призадумалась.

А через месяц к Новому году ей захотелось собственными руками смастерить ёлочные украшения.

— В Интернете нашла видеоуроки, как сделать объёмные игрушки на ёлку из ваты, — вспоминает библиотекарь. – Кроме обычной ваты, для этого нужны проволока, акварельные или акриловые краски, нитки и блёстки. Закрепляющий слои ваты клейстер можно запросто приготовить из крахмала. Из проволоки скручиваешь пространственный каркас в качестве основы-скелета для фигурки, потом из ваты наращиваешь «тело». И знаете, меня настолько увлёк этот процесс, возникло ощущение, какое чувствовалось в детстве в новогодние праздники.

Сначала Вера Нагаева смастерила сказочную Красную Шапочку. И между делом однажды в библиотеке взгляд Веры Витальевны задержался на красочном альбоме с иллюстрациями картин прославленного земляка, художника Федота Сычкова.

И она решила: «А почему бы не попробовать сделать композицию по мотивам его живописных полотен?»

На фестивале произвела фурор

— Федот Васильевич часто писал портреты своих односельчан, особенно детей, девушек. Правда, мне ни разу не доводилось видеть оригиналы его произведений, — немного смущается Нагаева. – Надеюсь всё-таки попасть в Музей Эрьзи, где хранится коллекция его творческого наследия. Зато я неоднократно бывала на родине художника в Кочелаеве.

— Когда взялась за изготовление героев сычковских картин, будто кто-то свыше управлял моими руками, — откровенничает мастерица. – У меня, правда, сразу начали получаться фигурки, похожие на кочелаевских современников художника. Часто Федот Васильевич писал односельчанок около плетня, а мальчик Гринька у него вообще сидит верхом на

заборе. Чтобы изготовить ограды, какие в то время окружали сельские участки, мне пригодились палочки сливовых кустов, покрытые мхом. Со всеми изгибами и неровностями, они как раз органично вписались в сельские пейзажи, какими их век назад видел Сычков.

В общем, теперь всюду, шагая по улице, и в лесу, и в саду Вера Нагаева внимательно смотрит по сторонам, приглядывая подходящий материал для будущих объёмных композиций по мотивам сычковских картин. А те, что они создала за год, произвели настоящий фурор на последнем фестивале «Шумбрат, Мордовия!». Ничего подобного раньше действительно никто не показывал!

«Мы тоже так хотим!»

Минувшим летом городские ребята, приезжавшие на каникулы к гумненским бабушкам-дедушкам, увидев фигурки, изготовленные сельским библиотекарем, загорелись желанием: «Мы тоже так хотим!».

— А мне разве жалко, — искренне улыбается Вера Витальевна.

Так и бегали на неформальные мастер-классы к Нагаевой и девчонки, и мальчишки. Заодно узнали про гениального Федота Сычкова, который большую часть своей жизни создавал живописные шедевры в сельской глубинке.

Реальная героиня

Кстати, Вера Нагаева не только создает композиции по мотивам живописных произведений. В марте, накануне 150-летия со дня рождения Федота Сычкова, она приняла участие в акции «Картина в реальности» и сама превратилась в героиню портрета «У изгороди. Зима», написанного художником в 1931 году.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]