Саранский реставратор реанимировал гипсового Эрьзю

Известно, что гениального мордовского скульптора Степана Эрьзю и Народного художника СССР, Героя социалистического труда, лауреата Ленинской и Сталинской премий Сергея Конёнкова многое связывало. Они оба – выходцы из крестьянского сословия, почти ровесники. Оба учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Сергея Волнухина.

Правда, Сергей Коненков при жизни успел завоевать большую популярность на Родине. Хотя оба не без участия наркома просвещения РСФСР Анатолия Ланачарского в 1920-е годы мигрировали за границу и более двадцати лет провели в Америке: Эрьзя – в Южной, Конёнков – в Северной.

При этом между двумя выдающимися скульпторами при жизни шло неофициальное творческое соперничество, оба искали новые формы пластического воплощения. Между ними всегда сохранялась некая внутренняя связь. В своей книге «Мой век» Сергей Тимофеевич довольно часто упоминает скульптора Степана Эрьзю.

И когда официальные деятели отечественного искусства не желали признавать Эрьзю после его возвращения на Родину, Конёнков один из очень не многих высказал своё одобрение гению. Причем именно Конёнков стал автором надгробия, установленного на могиле Степана Эрьзи в Саранске.

Кстати, гипсовый макет памятника до сих пор хранится в Мемориальном Музее-мастерской Сергея Конёнкова по улице Тверской, 17 в Москве. Правда, за минувшие более полувека гипс постепенно разрушался. И для восстановления макета потребовалась серьезная помощь специалиста. Эту ответственность доверили опытному реставратору, также уроженцу Мордовии Александру Толокину, который, кроме всего-прочего, многие годы трудился в Саранском Музее Эрьзи и теперь занимается реанимацией произведений великого земляка, работая в Международном фонде имени Эрьзи.

Любопытно, что Музей-мастерская Сергея Конёнкова находится в жилом доме, построенном в 1940 году по проекту архитектора Аркадия Мордвинова, родившегося в с. Журавлиха, ныне Починковского района Нижегородской области, где исторически проживает немало этнических эрзян.

Однако интерьеры в квартире Конёнков перепроектировал на свой вкус, повторив планировку своей просторной нью-йоркской мастерской с громадными пятиметровыми окнами.

Среди множества экспонатов мемориального музея также же находятся посмертная маска и слепки кистей рук Степана Дмитриевича. Их Сергей Тимофеевич сделал как раз для работы над памятником Эрьзе.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]