Людмила Левина: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь»
Творческие способности мордовского народа получили яркое воплощение в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером. Развито было и ювелирное дело, но об этом мало кому известно. О технических приемах, о том, кто изготавливал удивительные украшения, о других тонкостях ювелирного дела нам рассказала Заслуженный работник культуры РМ, художник декоративно – прикладного искусства, доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства ИНК МГУ им. Н.П. Огарева Людмила Демьяновна Левина.
«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь»
«Произведения ювелирного искусства мордвы известны нам по памятникам I-XV веков, — вводит нас в курс ювелирного вопроса ученая, посвятившая этой теме научную работу. — Украшения выполнялись из золота, серебра, меди, но чаще всего из сплавов. Мордовские ювелиры владели различными техническими приемами. Наиболее древним видом обработки металла было литье. В этой технике исполнялись ажурные перстни и застежки с круглым щитком, с лапчатыми подвесками и с выступающими стилизованными конскими головами, различные привески, поясные бляшки. Одним из наиболее распространенных приемов была ковка. Она применялась при изготовлении более крупных предметов: браслетов, гривн, пряжек. Чеканкой ювелиры пользовались в основном в ее простых формах. Это был узор в виде маленьких кружочков, идущий по краю подвесок, нагрудных блях и застежек. Еще один технический прием – штамповку — применяли в основном для изготовления поясных бляшек».
Разновидностью ювелирного искусства было производство медной и железной проволоки, выполнявшейся техникой ковки, а позднее волочения. Мастера из проволоки делали иголки, рыболовные крючки, кольца для кольчужниц, а также височные кольца и цепочки. Кроме того, из бронзовой проволоки изготовляли браслеты и шейные гривны. Мелкие детали, будь то украшения для конской сбруи или для пояса, штамповали. Ювелирные изделия орнаментировались эмалью, инкрустировались золотом, украшались зернью.
«Наборы украшений, — разъясняет нам Людмила Демьянова, — делились в зависимости от назначения на будничные и празднично-обрядовые. В повседневной жизни обычно надевали небольшое количество простых и необременительных украшений: околоушные подвески или серьги, бусы, фибулы и поясные украшения. Полный набор украшений использовался в основном в праздничном костюме или в особо торжественных случаях. Как то свадебный обряд, где они должны были подчеркнуть исключительность события, придать облику празднующих особую эмоциональную выразительность. Количество ювелирных изделий подчеркивало красоту и состоятельность женщины. Украшения, особенно нагрудные при ходьбе звенели. Поэтому про эрзянок и мокшанок говаривали: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».
«Эрзянские украшения отличались от мокшанских? – задаем вопрос эксперту.
«Да. Они были разными по форме, материалу и расцветке. Если в гардеробе мокшанки преобладали шейно-нагрудные подвески, оплечья из бисера, стекляруса и всевозможные подвески к поясу, то у эрзянок было больше набедренных украшений».
Оказывается, самым массовым украшением были браслеты. Их носили как женщины, так и мужчины. После ковки браслет тщательно шлифовали. Его концы и поверхность украшали насечным орнаментом, состоящим из зигзагообразных линий и точек. Некоторые шейные гривны перекручивали или обматывали тонкой бронзовой проволокой, после чего возникал узор витой веревки. С большим мастерством делали серповидные гривны. Эти украшения делались из цельной широкой пластинки, на которую иногда накидывали вторую. Поверхность украшали узором из прямых и зигзагообразных линий, а также рельефными насечками. А нагрудные бляхи украшали нарядным узором в виде прямых и косых линий. Этот узор и сама форма бляхи создавали образ летящей птицы — Иненармунь (Великая птица)- оберег от злых духов.
По мнению Левиной, художественная обработка украшений свидетельствует о высоком уровне мастерства мордовских умельцев. По внешнему виду их можно подразделить на две группы: под цвет золота и под цвет серебра. В первом случае в сплаве преобладает медь, во втором – олово. Нередко украшения делали из сплава серебра с медью-билона, из золота с серебром-электра. Исследователи считают, что металлы мордвой привозились из Прикамского бассейна и с юга. Там, очевидно, были мастерские работавшие на «обмен». Отдельные предметы попадали с Северного Кавказа, арабского Востока, а с Индии везли растение, из которого потом изготавливали кумбрят(бусы).
Инструментами ювелирного дела были небольшие железные молоточки, наковальни, бородки, шарнирные ножницы, небольшие щипцы, полукруглые долотца, напильники, пилки и зубила. Ювелирные мастерские были обнаруженные при раскопках целого ряда городищ, например, Теньгушевского, Темниковского, Кошибеевского.
Женское это дело
Археологические памятники культуры I тысячелетия н.э. доказывают, что ювелирное искусство, как и прядение, ткачество, вышивка, бисерное шитье и лепка глины было чисто женским делом. Только в начале II тысячелетия кузничное и ювелирное дело полностью переходит в руки мужчин. Почему же женщины занимались столь не легким ремеслом?
«Мужчины были воинами, они часто уходили в походы. Поэтому слабой половине приходилось брать на себя многое, — предполагает Левина. — Да и украшения носили женщины, значит, от них изначально шла и инициатива».
Мастерицы чувствовали орнаментальную природу украшений и их связь с костюмом и телом человека.
«Жалко, что после 10 века количество ювелирных украшений резко уменьшилось, — с сожалением отмечает ученая, — да и орнамент рисунка очень упростился. Связано это скорее всего с различными войнами. Нападавшие в первую очередь отбирали изделия из металла. Так впоследствии бронзовые украшения стали заменяться вышивкой. . Вследствие этого эрзяне и мокшане стали применять вышивку. Стала приходить и другая мода. Например, от головных жгутов муромы возникло своеобразное украшение мордвы – пулокерь. Это, когда девичья коса обматывалась берестой, кожаными ремешками, а сверху еще и бронзовой проволокой».
Была и еще одна причина того, что ювелирные изделия, как и сам женский костюм стали исчезать из обихода. Убор женщины-мордовки со всеми ювелирными украшениями весил порой больше двадцати килограмм. Хоть и крепок был женский пол, случались и трагедии. Так в одном из сел ныне Большеберезниковского района, только что вышедшая замуж девушка жарким летним днём работала в поле. Ее новое одеяние, которое отличалось от девичьего большим объемом и весом, просто «запарило» молодушку. И она умерла, не посмев скинуть с себя хотя бы часть одежды. Так как это возбранялось обычаями.
Теперь же редко в каком мордовском селе увидишь женщину в одежде, какую носили ее бабушки и прабабушки. Да даже если и встретишь, то вряд ли увидишь на ней те самые звенящие подвески, фибулы, браслеты с витиеватыми узорами и насечками. От прародителей, пожалуй, только передалась тяга к красивому. И в наше время обожают мордовочки украшения, любят и умеют нарядно приодеться, недаром гости Мордовии отмечают обаятельность наших девушек и женщин.
«Коробит лишь одно, — сокрушается культуролог. – Украшения на них больше китайского происхождения, а куда лучше было бы возродить свое национальное ювелирное искусство.
Светлана Пивкина.