Легенда мордовского балета Виталий Иевлев создал республиканскую хореографическую школу
Мне довелось неоднократно общаться с Виталием Михайловичем. Мы познакомились, когда он уже возглавлял созданную им в республике специализированную хореографическую школу. Балетная труппа местного музыкального театра остро нуждалась в притоке свежих сил. Выпускники профильных столичных училищ, мягко говоря, не стремились трудоустроиться в Саранске. И Иевлев, как вспоминали старшие коллеги-журналисты, в молодости сам блиставший на сцене, взялся за обучение талантливых девочек и мальчиков основам хореографического мастерства.
Наставник звезд
Тонкости балетного искусства он осваивал в прославленном Пермском хореографическом училище под руководством замечательного педагога Юлия Плахта. К слову, Юлий Иосифович наряду с премудростями пластической лексики учил своих воспитанников и многим другим важным составляющим, без которых немыслимо рождение балета. И неслучайно многие ученики Плахта создали или возглавили хореографические училища в разных уголках России и за рубежом. А Мордовии просто невероятно повезло, что творческая судьба Виталия Иевлева, прежде успешно выступавшего в труппах разных театров страны, в 1979 году привела в Саранск.
А когда в балетной труппе местного музтеатра обострилась кадровая проблема, Иевлев, к 47 годам накопивший немалый сценический опыт, понял, что способен решить задачу подготовки пополнения. Сначала, ещё выступая в репертуарных спектаклях, вёл занятия с детьми в экспериментальной хореографической студии при театре. Однако студийный формат не давал воспитанникам полноценной базовой основы для формирования прочного профессионализма. И Виталий Михайлович предложил региональному Министерству культуры организовать хореографическую школу, взвалив на себя немалую ответственность в таком непростом деле. Министерство идею одобрило. А Иевлеву пришлось практически с нуля формировать педагогический коллектив, привлекая к учебному процессу своих танцующих коллег, молодых концертмейстеров, разрабатывать методику, выстраивать систему занятий и т.п. Мало того, отлично понимая необходимость стимулирующего сценического фактора, директор пригласил для работы с детишками талантливого балетмейстера Лидию Акинину, которая в 1990-е создавала дерзкие реформаторские балеты со взрослыми артистами. И тут она не побоялась поставить на школьников «Щелкунчика», доверив начинающим исполнителям сложный хореографический текст.
Виталий Михайлович не только вёл уроки, репетировал со школьниками серьёзные партии, но и моделировал, конструировал и шил сценические костюмы для юных исполнителей. В лихие 1990-е элементарно не было средств, чтобы заказать балетные наряды в ателье, да и вряд ли в Саранске существовали специалисты (не считая мизерного пошивочного цеха музтеатра), способные создать удобные, практичные и вместе с тем соответствующие художественным образам наряды для исполнителей. А Иевлев, казалось, умел всё. Поэтому директор, которому, понятно, хватало административных и прочих забот, ночами сам кроил и строчил на швейной машинке. А для «Щелкунчика» требовалось порядка 200 костюмов. Потом на премьеру приезжали журналисты специализированного столичного журнала и, посмотрев выступление саранских школьников, искренне поражались качественной подготовке совсем юных артистов и драматургической глубине ученической постановки.
Пространство для прыжка
Со стороны вряд ли возможно осознать, сколько душевных сил и нервов было потрачено на то, чтобы хореографическая школа обрела своё лицо, и элементарно – достойное место на карте города. Только Виталий Михайлович с его настойчивостью, упорством и дипломатическим талантом сумел доказать высоким начальникам, что такое учебное заведение должно размещаться в центре города, а потом убедить в необходимости реконструкции старинного здания на ул. Л.Толстого, чтобы обеспечить детишкам максимально комфортные условия. И уже совершенно невероятным образом ему удалось добиться возведения нового здания для школы. Причем Иевлев самым непосредственным образом лично контролировал все этапы строительства. Директор озадачил инженеров и архитекторов массой различных требований и к планировке, и к параметрам внутренних помещений. Специфика учебного процесса такова, что для уроков хореографии требуются не просто просторные классы, но и высокие потолки, чтобы отрабатывать технику прыжков и поддержек. В новом здании появилось шесть балетных классов, в том числе — два громадных зала с потолками в 4,5 метра высотой и полами, оснащёнными специальной амортизирующей подложкой, смягчающей нагрузки при выполнении прыжков.
Виталий Михайлович скрупулёзно распределил функциональное назначение каждого метра в новостройке, где нашлось место и для небольшого школьного музея, и огромной костюмерной. Раньше обширный сценический гардероб (в общей сложности более 500 костюмов к нескольким учебным спектаклям) из-за нехватки места хранился вповалку. А теперь на 82 квадратах сценические наряды висят на специальных разноуровневых «бабочках», и ещё отдельное помещение отведено под балетную обувь. На первом этаже – кабинеты для теоретических занятий, оборудованные компьютерной техникой, на втором – гимнастический зал, где также ведутся уроки актёрского мастерства. Иевлев со своими коллегами создали по-настоящему уютный, светлый дом, где растут будущие звезды.
Наследники
За почти четверть века педагогической деятельности Виталий Михайлович воспитал не одно поколение танцоров. Конечно, отнюдь не все воспитанники хореографической школы связывают судьбу с балетным искусством. Тем не менее, многие её выпускники, получившие здесь прочную базовую подготовку, стали отличными профессионалами. Они не только служат в балете мордовского музтеатра и других хореографических коллективах республики. Немало танцоров, чей путь на большую сцену начинался в школе Иевлева, а продолжился на сценах Москвы, С.-Петербурга, Н.Новгорода, Самары, Ростова-на-Дону и даже за рубежом. И каждым выпускником, пусть даже не связавшим свою жизнь с большим искусством, Иевлев искренне гордился. Он внимательно следил за развитием мордовской хореографии, радуясь успехам и огорчаясь неудачам. Будучи уже серьёзно болен, он продолжал вести уроки классического танца, представляя, как его ученики выйдут на театральную сцену в главных партиях классических балетов.
25-летие Республиканская хореографическая школа отметила в 2016 году, к сожалению, уже без Иевлева. Но он оставил о себе добрую память и великолепное наследие. А спустя четыре года сбылась ещё одна мечта Виталия Михайловича. Когда начали строить новое здание школы, он планировал поставить балет на основе национального мордовского фольклора с участием юных танцоров. И знал, что музыку к нему сочинит композитор Нина Кошелева, в чьих мелодиях звучит душа народа. Так оно и получилось. В ноябре состоялась премьера «Мордовской легенды», где вместе с артистами яушевского театра, выращенными Иевлевым, танцуют сегодняшние ученики Детской хореографической школы.
Мила МЕЛЬНИКОВА