Как мордовские артисты помогали фронту во время Великой Отечественной воны

Музыкальный театр имени И. М. Яушева к 75-летию Победы на официальной странице ВКонтакте напомнил о «военных сезонах» своего коллектива. А главным летописцем того периода оказалась наша газета, в ту пору называвшаяся «Красная Мордовия». Перелистав её номера, можно понять, какое значение в суровые годы военного лихолетья играло искусство.

Для поддержки несокрушимой силы народной

Как рассказал читателям газеты в номере газеты от 30 июля 1942 года директор театра Л. Чемезов, за первое полугодие артисты Республиканского музыкально-драматического театра выпустили 9 новых постановок, дали 97 концертов и показали 10 представлений солдатам в воинских частях и раненым в госпиталях.

При этом творческий коллектив стремился насытить репертуар спектаклями и концертными программами на национальную тему.
О чем также чуть позже подробнее сообщалось на страницах «Красной Мордовии». Главный дирижер театра Л. Мандрыкин вместе с коллегами подготовил программу, взяв за основу музыкальную героическую драму Леонтия Кирюкова «Литова», песенно-танцевальную сюиту Михаила Душского. Её презентовали публике в начале июля и, как отмечалось в другой публикации, концерт стал «ярким свидетельством несокрушимой силы народной». Позже зрителям показали первую постановку фрагментов оперы Л. Кирюкова «Несмеян и Ламзурь» и патриотический спектакль-концерт «Русь богатырская», обратившись к теме отечественной истории времён Александра Невского, народного ополчения Минина и Пожарского, войны 1812 года, периода гражданской и начавшейся Великой Отечественной войны.

Творческая смена

Но поскольку многие профессиональные артисты были мобилизованы в ряды действующей армии, обострилась проблема нехватки квалифицированных творческих кадров. В частности об этом говорилось в материале Л. Марголина, опубликованном в номере «Красной Мордовии» 26 июля 1943 г: «Малочисленность национальных кадров, а в некоторых отраслях искусства и полное их отсутствие –
являются серьезнейшим, постоянно ощущаемым препятствием и большим, принципиально важным делом развития национального театра…Нужно, чтобы руководящие органы республики вместе с Управлением по делам искусства при СНК МАССР быстрее и оперативнее решали вопрос об организации национальной студии оперной и драматической».

Несмотря на все тяготы военного периода, этот вопрос был решен. 22 августа 1942 года в газете «Красная Мордовия» появилось объявление об открытии национальной театральной студии при театре. В нее приглашались «лица 18-28 лет с образованием не ниже семилетнего для двухгодичного обучения». Всем поступившим гарантировалось стипендия и предоставлялось общежитие.

В 1943 году начали действовать мордовские оперная и драматическая студии при Саратовской консерватории. Туда направили из Мордовии 20 человек. Об условиях, в которых оказались студенты, на страницах «Красной Мордовии» рассказал один из студийцев Андрей Немкин:

«Для занятий отведены светлые, просторные и хорошо оборудованные классы. По всем дисциплинам консерватория выделила лучших преподавателей…Студентам мордовской оперной студии предоставлено под общежитие прекрасное здание, где имеются все удобства. В комнатах имеются фортепиано для индивидуальных занятий. Большое внимание и заботу об учебе и бытовых условиях студентов проявляют дирекция и партийная организация консерватории».

Зрительский ажиотаж

Если судить по публикациям, даже в военный период театральные представления пользовались огромным спросом у местной публики.
В одной из заметок корреспондент критически замечает: «…В воскресенье вечером…слишком уж много оказалось желающих послушать оперу «Кармен»…Получилось так, что почти весь первый акт из-за поднявшегося шума был сорван. В зрительном зале было, по меньшей мере, 850 человек. Это на 590 мест! Нетрудно представить, что здесь происходило…Зал переполнен, а зрители все прибывают и прибывают, возмущенно потрясая билетами, пропусками, разного рода записками. Получается очень плохо, становится физически невозможно понять, что происходит на сцене. Иногдаиз-за дважды проданного места происходят горячие споры. Кому же обладать местом? Претенденты имеют законно приобретенные билеты или… опять же разные пропуска. Минут так через 15-20 (это во время первого акта) все успокаивается: человек 100-150 умиротворенных ретивыми администраторами стоят вдоль стен и в проходах. Часть из них взбирается на бельэтаж, там просторней. А во время антракта опять начинается суета…».

Жалоба возымела действие. 12 декабря Управление по делам искусств при СНК МАССР сообщило через газету о принятых мерах. Были отменены пропуска и изъяты дополнительные места, ну и, конечно, «…освобожден от работы в театре администратор Таллер, как конкретный виновник указанных в заметке беспорядков».

Гонорары – на строительство самолетов

Выступления концертных бригад театра на предприятиях, в колхозах и в действующей армии стали весомым вкладом артистов в фонд победы. В августе 1942 года работники творческих коллективов создали 7 бригад (это около 70 человек) для выступления на селе. В публикации от 15 сентября сообщалось, что за месяц было дано свыше 30 концертных выступлений, в программе которых «…русские, мордовские народные песни и пляски, антифашистские пьесы, юмор и сатира (соло на баяне), скетчи и т.д.». С началом посевной компании в апреле 1943 года поездки в колхозы Мордовии возобновились. Артисты дали около 100 концертов.

В ноябре 1942 года артисты театра в составе концертной бригады творческих коллективов республики отправились на фронт в Мордовскую дивизию. Там они дали свыше 40 представлений, включавших «…одноактные антифашистские пьесы, сольные, балетные номера, монтажи на темы Отечественной войны и т.д.».
«Бойцы и командиры встречали артистов тепло и радушно», — писал о фронтовых гастролях корреспондент А. Медников.

За 20 дней мордовские артисты выступили с 32 концертами перед бойцами. «Каждый день давали концерты для фронтовиков в землянках, избах и больше всего на открытом воздухе в лесу…, — делился впечатлениями баянист Мордовского ансамбля песни и пляски Д. Шаталов в январском номере газеты. – Часто наши выступления сопровождались грохотом орудий и разрывами снарядов. Но и при этих условиях песня и художественное слово звучали призывом к борьбе за Отчизну, музыка и танцы доставляли фронтовикам большое удовольствие».

Также в январе 1943 года «Красная Мордовия» сообщила о том, что творческие коллективы республики начали сбор средств на строительство эскадрильи самолетов «Советский артист».

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]