Марат Мустафин: «Очень важно пройти лицензирование и начать выстраивать команду с чистого листа»
Спортивный директор футбольного клуба «Мордовия» Марат Мустафин рассказал корреспонденту «ИМ», какими ожиданиями в настоящий момент живет главная команда республики, а также о том, каких принципов он намерен придерживаться в совместной работе с тренерским штабом.
— Марат Федорович, сезон-2019/2020 в Футбольной национальной лиге решили не продолжать. «Мордовии» суждено было остаться на 20-м месте. Если отмотать время немного назад, была ли лично у вас уверенность, что наша команда сможет наверстать упущенное и финишировать на более достойной позиции?
— Внутри команды все были объединены этой целью. Не взирая на многочисленные сложности, ребята отлично понимали, что им необходимо выкладываться по максимуму — и в каждом матче, и на тренировках. По-другому профессиональный спортсмен поступать не должен. При этом многие бились на поле не только за себя, но и за родной город, за родной регион, и это тоже немаловажный момент. Каждый старался как мог, осознавая, что за него, и за команду в целом, переживают родные и близкие, друзья и знакомые. Большой объем работы был проделан в феврале на Кипре. Участие в Олимп-Кубке ФНЛ всегда приносит его участникам большую пользу. Важно было организовать этот сбор, и очень хорошо, что нам удалось это сделать. Жаль только, что пандемия спутала все планы. Весной все ограничилось лишь двумя турами. Такого развития событий, конечно, никто не предполагал.
— Как продвигаются дела по лицензированию?
— Этот вопрос волнует многих, но он не в моей компетенции. Безусловно, есть большая надежда, что в отношении «Мордовии» будет принято положительное решение. Считаю, руководство ФНЛ поступило очень правильно, предоставив шанс сохранить место в лиге и тем, кто волею обстоятельств остался в зоне вылета, и тем, кто намерен подняться на один футбольный этаж выше. Сейчас все мы — и команда, и ее болельщики — искренне надеемся, что финансовые проблемы клуба будут закрыты. Лицензия необходимого образца сохранит нам место в престижном дивизионе. Это позволит продолжать развивать футбол в республике в нужном направлении — согласно программе наследия ЧМ-2018. И здесь ни в коем случае нельзя отступать назад. К сожалению, молва по-прежнему разносит миф о гигантских зарплатах в нашем клубе. Могу заверить, что ничего подобного нет и быть не может. Это действительно самый настоящий миф, который давно пора развеять. У ряда футболистов мизерные оклады — меньше 15 тысяч рублей. Не говоря уже о персонале и простых сотрудниках базы, которые также терпеливо ждут выплат. Зачастую это бессеребренники, люди, которым чуждо корыстолюбие. При этом каждый из этих людей посвятил работе на благо мордовского футбола большую часть своей жизни.
— По каким принципам будет строиться селекционная работа в «Мордовии» в ближайшем будущем?
— На основе приобретенного опыта и рекомендаций, полученных за время обучения в Высшей школе тренеров, мною разработана специальная программа, где четко расставлены акценты, определены приоритеты и последовательность действий. Если клуб пройдет лицензирование и останется в ФНЛ, к ней можно сразу же приступать. После карантина начинать придется с чистого листа, но мы к этому готовы. Важно в четком взаимодействии с тренерским штабом определить ключевые позиции для усиления команды, и в зависимости от поставленных задач решить, игроки каких категорий необходимы прежде всего. Практика показывает, что в обойме должно быть как минимум 20 футболистов. В стартовом составе должны выходить те, чей уровень мастерства позволяет легко адаптироваться в лиге. Вместе с ключевыми исполнителями, нужны и те, чей опыт и физическая готовность позволяют поддерживать общий высокий уровень. Незаменимой составляющей должны стать и перспективные доморощенные футболисты в возрасте до 23-х лет, обладающие ощутимым потенциалом, который можно раскрыть по ходу тренировочного процесса и за счет накопленной игровой практики. Именно они и станут нашими кадровыми инвестициями в будущее.
— Вы работаете в системе главной команды Мордовии более двадцати лет. Но далеко не все, и особенно представители молодого поколения болельщиков, осведомлены о начальных этапах вашего футбольного пути. Расскажите, как все начиналось.
— Впервые выйти на поле в футболке «Светотехники» мне довелось в июле 1987 года, в домашнем матче с «Дружбой» из Йошкар-Олы. Был тогда еще совсем юн, в мае только исполнилось 16 лет. Что тому способствовало?! Наверное, игры за «Факел» в чемпионате Мордовии. Валерий Федорович Калугин и Борис Георгиевич Слесарев стали постепенно подтягивать меня к главной команде. Видимо, чем-то я им приглянулся. Когда все это происходило, признаться, испытывал большое волнение. Но в трех-четырех эпизодах успел-таки принять участие. И в отборе сработал, и подачу неплохую сделал, и даже по воротам пробил. Бессонов, Губа, Ядов, Волынкин, Виноградов, Крайнов, Левин, Бибиков — приличная была команда, по которой сходил с ума весь город. Ощущения от того, что выхожу играть с такими мастерами, были непередаваемыми.
— Приходилось читать, что в 1988 году «Светотехника-71» стала чемпионом РСФСР среди юношей и вышла в финал первенства СССР по своему возрасту. Те победы наверняка свежи в памяти и сейчас?
— Их трудно забыть. Российский финал проходил в Саранске. На трибуны приходило много зрителей. Те дни стали по-настоящему счастливыми для нас, воспитанников Николая Зайкина. Этот тренер подготовил немало классных мастеров, умел находить таланты и подводить их под взрослый футбол. Впоследствии они играли не только за родной клуб, но и в высшей лиге. Николай Степанович — человек, обладающий большим ораторским искусством. Отменно настраивал нас на любого соперника. Порой даже брал в руки гитару… В дальнейшем мы ездили на всесоюзный финал в украинский город Ровно. Но там пришлось играть без Виталия Никулкина, что стало ощутимой потерей в составе. Впереди выходили играть Сергей Ильин и Володя Мягков. В целом, выступили неплохо. Тому же «Арарату», располагавшему гораздо большими возможностями, забили три безответных мяча. Получили массу приятных отзывов от специалистов.
— Постепенно лидерами «Светотехники» стали как раз те, с кем вы прошли все футбольное детство.
— В 1989 году, где-то ближе ко второму кругу, Джемал Силагадзе выдал большой кредит доверия доморощенным саранским игрокам. Виталий Никулкин, Эдуард Смирнов, Альберт Федосов, Виталий Беспалов, Равиль Исхаков, Юрий Демидов… Все мы были единым целым. Да и сам тренировочный процесс к себе располагал. Джемал Георгиевич — известный спартаковец, и старался привить нам комбинационный стиль игры. Очень многое — и в игре, и в тренировках — делалось через мяч, и мы активно все это впитывали.
— В числе ваших воспитанников — вратарь Денис Шебанов и защитник Вячеслав Верушкин. Что скажете про тех ребят, которым в свое время прививали азы футбола?
— В первую очередь, скажу, что у нас был сплоченный коллектив. Не только Денис и Слава связали свою жизнь с футболом. Многие и сейчас выступают в чемпионате Мордовии, в республиканских и городских турнирах. Верушкин поиграл и за «Мордовию», и в чемпионате Крыма, стал кандидатом в мастера спорта, выступая за каменский «Дорожник». В 2009 году именно его гол принес «Мордовии» победу на Кубке ПФЛ. Забил в концовке питерскому «Динамо», и мы стали чемпионами второго дивизиона. Но главным считаю не только спортивные достижения своих парней. Важно, что все они стали порядочными людьми.
— Что пожелаете болельщикам «Мордовии»?
— Быть вместе с командой. Душой и сердцем. Не взирая на неурядицы и место в таблице. Что бы ни случилось, всегда нужно оказывать поддержку. Команда это чувствует. Ведь все мы желаем только одного: чтобы футбол на мордовской земле продолжил свои славные традиции, чтобы красавец-стадион «Мордовия Арена» заполнялся, чтобы в перспективе в Саранск вернулись большие матчи. Быть может, даже европейского уровня. Общими усилиями с руководством республики нам по силам такие задачи.
Александра ГРЫЗУНОВА