Студенту из Мадагскара не хватает в Мордовии лангустинов и крабов
Для многих жителей Мордовии Мадагаскар ассоциируется с кинотеатром в одном из Торговых центров Саранска или со знаменитым мультипликационным фильмом. А для Петера Моса, приехавшего из Мадагаскара, это самый дорогой уголок Земли. Здесь в небольшом городке Ихуш, он родился и вырос. Полное имя Петера – МОСА Петер Бернар. Сейчас он учится в МГУ им. Н. П. Огарева на отделении «Журналистика». Любопытно узнать мнение будущего журналиста о нашем городе и его обитателях.
Веселые островитяне и хмурые россияне
Оказывается, многие саранчане удивляются, когда узнают, что иностранный студент с Мадагаскара. «Они считают, что это необитаемый остров, на котором живут только дикие животные, — говорит Петер, — У них сложилось такое представление из-за мультфильма «Мадагаскар». На самом деле Республика Мадагаскар – довольно развитое государство со своей экономикой и культурой. Как и в Мордовии, где мордва делится на два этноса – эрзя и мокша, у нас насчитывается несколько этнических групп. В стране двадцать два региона, где проживает восемнадцать этносов. Друг от друга они отличаются языком, обычаями, традициями».
По признанию Петера, вначале в России ему было очень сложно. Непросто было привыкнуть к людям. «Для меня все россияне были на одно лицо, — улыбается юноша, — и имена у многих одинаковые. Я не мог понять, почему вокруг так много Наташ, Даш, Ань… К тому же меня очень смущал угрюмый вид россиян. Отличительной чертой мадагаскарцев является радушие, весёлый нрав, у нас принято улыбаться при встрече и общении с людьми. А здесь из-за этого со мной произошел конфуз. Как-то я разговаривал с новым приятелем и при этом по привычке улыбался.
Вдруг мой собеседник резко прервал беседу: «То, что я тебе говорю, совсем не смешно!». У нас, наоборот, мрачный и хмурый вид гостя, может обидеть жителей острова». Еще одна сложность, к чему до сих пор не привык темнокожий мадагаскарец. Это любопытные взгляды наших горожан. «Меня это очень смущает, — признается Петер, — никак не могу к этому привыкнуть. Мне кажется, что со мной что-то не так».
Сложные приставки
В Саранске, кроме Петера, живут ещё три мадагаскарца. Вместе они празднуют Новый год, Рождество, День независимости Мадагаскара от Франции, который отмечается 26 июня с 1960 года.
«Первое время, когда мы только приехали в Саранск, нам было трудно обжиться, — вспоминает юноша, — совсем не знали языка, даже слова «привет». Был страх потеряться, ведь, мы не могли прочитать вывески, не знали маршрутов общественного транспорта, не могли спросить о чем-то у прохожих. Поэтому всё время ходили вместе, помогали друг другу. Когда на улице пытались с нами разговаривать, мы ничего не понимали. Иногда пробовали говорить с нами на английском, но мы плохо владеем английским. У нас на родине два официальных языка: малагасийский и французский. Изучать русский мне было трудно. Самое сложное запомнить приставки: еду – приеду, заеду; режу – разрежу, отрежу. Непросто выбрать правильную форму слова».
Со временем ребята освоились. Сейчас они прекрасно разговаривают на русском. Даже знают мордовский «Шумбрат». Искренне полюбили нашу столицу. «Саранск мне нравится тем, что здесь чисто, спокойно, мирно, здесь размеренный темп жизни. Нет спешки, характерной для таких крупных городов, как Москва и как наша столица Антананариву. Здесь я полюбил ночные прогулки по центру города, полюбил зимние декабрьские улицы, предпраздничную суету перед Новым годом. На Мадагаскаре такого нет. Одно из моих любимых мест – Пушкинский парк. У нас тоже есть парки, но они обычно расположены не в центре, а на окраине и там нет таких каруселей и аттракционов, как здесь. Наши парки – это огромные территории, примерно 2000 — 3000 кв. м, где растут густые леса, текут большие реки, где обитают крупные животные. Хотя, конечно, есть пляжи, зоны отдыха».
Море и реки больше вспоминаются летом, когда возникает желание искупаться. «В жару у нас принято отдыхать, — рассказывает Петер, — традиционно сиеста продолжается с 12.00 до 14.00 часов. В это время закрываются магазины, другие заведения: кто-то уходит вздремнуть домой, кто-то отдыхает прямо в кафе, а кто-то идет купаться».
На Мадагаскаре, кроме, пожалуй, столицы – Антананариву, нет оживленных трасс и дорог, там принято ездить на велосипедах. Саранск же, как считают многие иностранцы, для велопрогулок мало приспособлен. Поэтому Петер и его друзья садиться за руль велосипеда пока не решаются.
В России Петеру (как, впрочем, и россиянам) до сих пор сложно смириться с ежемесячными квитанциями за жилищно-коммунальные услуги. На Мадагаскаре люди живут в частных домах и платят только за электричество и воду. Дома там не газифицированы, газ покупается в баллонах. «Поначалу я никак не мог понять, для чего вносить ежемесячную плату в Фонд капитального ремонта. У нас каждый житель сам ремонтирует свой сам»,- делится своими впечатлениями будущий журналист.
Балахазу – мадагаскарская картошка
Что касается кухни, то наши блюда в первое время для островитян были весьма непривычными. Мадагаскар находится в тропиках, поэтому там круглый год растут фрукты и овощи. У нас же самый главный овощ — картошка. Но, как говорится, человек – такое существо, которое привыкает ко всему. Сейчас из местной кухни Петер предпочитает солянку, ест её только с черным хлебом. Как оказалось, с хлебом тоже было непросто. «Помню, попробовав первый раз черный хлеб, я его просто возненавидел, — рассказывает молодой человек, — а сейчас без него не сажусь за стол. В Мордовии я научился пить чай. Конечно, не хватает качественных фруктов. К тому же на рынках и прилавках саранских магазинов не найдешь манго, папайи, апалбе, снефы, летши. Приходится обходиться и без свежей рыбы: лангустинов и крабов, только что выловленных в Индийском океане».
Традиционные блюда на острове Мадагаскар готовятся с кокосом. Его там в избытке. С этим фруктом готовят не только десерты, но и мясо, рыбу. Ни в одном нашем ресторане таких блюд пока нет. «Моя сестра готовит с кокосом многие блюда и все в домашних условиях. Особенно вкусно мясо тушеное в кокосовом молоке, — делится рецептом Петер, — Мясо разрезается на кусочки, тушится в томатном соусе, затем в него добавляется кокосовое молоко. Можно добавить фасоль. Важно не закрывать блюдо крышкой. Из десертов на Мадагаскаре популярны пирожные «Гуджу-гуджу», в которые тоже добавляют кокос и рисовую муку. На острове принято каждый день есть рис». В племени Бара, к которому относится Петер Моса, готовят балахазу – корень дерева, напоминающий картошку, который можно сочетать с мясом. Кстати, что касается мяса, то на Мадагаскаре в основном едят говядину – на острове оно самое дешевое, курица и свинина стоят дорого. А вот со сладостями дела обстоят у нас куда лучше. «Мне нравится, — говорит Петер, — что в России у каждого региона свое кондитерское производство, оттого ассортимент разнообразный. У нас на родине такого нет – конфеты производит одна единственная фабрика».
Как выяснилось в ходе нашей беседы, цены на продукты в российских магазинах намного выше, чем на Мадагаскаре. К примеру, там большая семья может спокойно прожить целый месяц на сто долларов.
Мордовия – это другой мир
По словам Петера, на Мадагаскаре красивая природа, богатая флора и фауна, хороший климат, много ресурсов, но политическая ситуация нестабильная, существует коррупция во власти. Проблем хватает и в экономике, многие из местных жителей стремятся уехать с острова, но испытывают сложности с получением визы. Но в то же время туристы, приезжающие на остров, без проблем получают визу прямо в аэропорту. На страну все еще большое влияние оказывает Франция. По словам Петера, Мадагаскар хоть и богат многими металлами и драгоценными камнями (золото, сапфир, палисандр), всё продается на Запад, в основном во Францию. Трудно приходится местному бизнесу, мешают развиваться непомерно высокие налоги. При этом иностранному бизнесу предоставляют все условия.
Молодые малагасийцы мечтают выучиться на инженеров, программистов, журналистов, летчиков. Со слов Петера, уровень среднего школьного образования на Мадагаскаре достаточно высок. «Я понял это, когда учился со студентами из других стран, — отмечает он, — у нас жесткие требования к ученикам. Если не набираешь средние баллы, это 10-20 баллов, то никто из преподавателей не будет тебя слушать, и ты вынужден будешь проучиться ещё один год на этом же курсе. Наши десять баллов это как четыре в России. Возможность исправить свои оценки дается три раза. При случае если ученик не набирает нужных баллов, шансов получить образование у него нет. Последний вариант — попытать счастье в другом городе».
Зато, если ты успешно осваиваешь учебную программу, то получаешь стипендию от государства, и тебя бесплатно отправляют учиться за границу. На Мадагаскаре учеба в государственных школах и вузах бесплатная. Все студенты получают ежемесячно стипендию. Единственно, приходится платить за регистрационный взнос. Это примерно от 10 до 20 долларов. По мнению Петера, в вузах Мадагаскара недостаточно практических занятий, студенты фактически учат одну теорию.
«Система СМИ на Мадагаскаре и в России, по-моему, не очень разнятся, — делает выводы Моса, — Но как мне кажется у нас права в области СМИ более демократичны. Журналисты могут спокойно опубликовать материалы, которые содержат критику государства. Особенно в частных медиа постоянно печатаются статьи, в которых критикуется власть».
Учеба в России для мадагаскарского студента — это огромный жизненный опыт, который, наверняка, пригодится ему в его дальнейшей журналистской работе. «В Мордовии я не только получаю знания, но и знакомлюсь с образом жизни людей, узнаю местные обычаи, учусь смотреть на мир другими глазами», — отметил в конце нашей беседы Петер Моса.
Светлана Пивкина