Режиссер Данил Гринькин: «Хочу, чтобы мой фильм про фигуристов обязательно увидели в Мордовии!»

На сентябрь планируется выход в широкий прокат нового документального фильма «Несломленные», посвященного фигуристам, воспитанникам прославленного тренера Нины Мозер. Среди них и спортивная пара — Наталья Забияко и Александр Энберт, трижды завоёвывавшая награды Российского чемпионата, олимпийское «серебро» 2018 года в командных соревнованиях и «бронзу» на Чемпионате Европы-2018 и мировом первенстве 2019 года.

Картина рассказывает о том, каким непростым оказался их путь к победному пьедесталу. Кстати, официальным стартом для созданного в 2015 году спортивного дуэта Забияко – Энберт стал международный турнир «Мордовские узоры», где пара заняла второе место.

Почему наш земляк, молодой режиссёр решил снять фильм о фигурном катании и что его связывает с Мордовией, Данил Гринькин рассказал в интервью «Известия Мордовии».

— Я родился в Саранске. Когда мне было два года, родители перебрались в Москву. Но в Мордовии осталось много родственников, и раньше, и теперь я каждый год обязательно приезжаю на родину. Недалеко от Саранска есть наше «родовое гнездо», построенное ещё дедушкой. И по возможности мы собираемся там все вместе. Эти встречи меня вдохновляют, и куда бы я ни отправился, всегда помню, где мои корни и откуда я родом, — признаётся Данил.

— Как в Вашей жизни появился кинематограф? Родители как-то связаны с кино?

— Мама окончила филологический факультет Мордовского госуниверситета, преподавала в средней школе английский язык. А бабушка Жанна Бородачёва долгие годы работала на республиканском телевидении, она своим примером привила мне интерес и любовь к журналистике. И когда на день рождения папа подарил мне старенькую камеру, я принялся снимать разнообразные сюжеты, монтировать их, пробуя сделать нечто похожее на фильмы.

— Почему тогда по окончании школы поступил в Российский университет правосудия?

— Сколько себя помню, я всегда хотел снимать кино и даже не представлял себя в чем-то другом. Но уверен, режиссёру гораздо полезней получить «настоящую» профессию, чем кино-образование. Именно поэтому я и решил поступать на юридический факультет. Более того, позже, уже отучившись год во ВГИКе, это убеждение во мне многократно укрепилось. Многие выдающиеся кинематографисты не раз высказывались, что режиссуре невозможно научить. Самое сложное – это понять, какие темы тебя волнуют, о чем ты хочешь говорить, почему и как. В общем, найти себя. Освоить техническую сторону кинопроизводства куда проще. Чтобы найти себя, важно посмотреть на реальность с разных ракурсов. Поэтому я и поступил на кафедру международного права. Там я проучился два года, и тоже получил полезный для себя опыт. Наряду с учёбой нам доводилось присутствовать на судебных процессах. Кроме того, я выступал в КВН, был капитаном вузовской команды по «Что? Где? Когда?».

— Как Вы попали на съемочную площадку к режиссёру Николаю Лебедеву, известному по фильмам «Змеиный источник», «Звезда», «Легенда №17»?

— После второго курса летом я узнал, что режиссёр Николай Лебедев приступает к съёмкам картины «Экипаж». В съёмочную группу требовался ассистент по актёрам. А я с детства мечтал попасть на настоящую съёмочную площадку. И здесь вдруг выпал шанс. Тем более, раньше, когда я посмотрел «Легенду №17», этот фильм сразу стал моим любимым из отечественных, а Николая Лебедева считаю лучшим из режиссёров. На съёмочной площадке я издалека наблюдал за его работой, старался учиться всему, что вижу.

После работы на «Экипаже» я все-таки решил попробовать поступить в киношколу. Я убежден, что в любой профессии, не только в режиссуре, каждому молодому человеку необходимо встретить близкого по духу наставника, мастера. В моем случае им стал Николай Лебедев, хотя, к сожалению, я и не был его учеником в академическом смысле этого слова. Уже во время учёбы во ВГИКе я снял картину «Монах» с Таней Арнтгольц и Сергеем Кемпо. Впоследствии этот фильм получил награды в США и Канаде, а в России его приняли, мягко говоря, холодно. Зато  Лебедев позвонил и сказал очень важные слова, которые позволили мне не потерять веру в себя. И за это я всегда останусь ему благодарен.

Также особую роль в моей судьбе сыграл замечательный продюсер из Татарстана Ильдар Кримчеев. Именно его поддержка и жизненные уроки дали мне возможность работать и продолжать развиваться как профессионалу и как человеку. А ещё мне очень повезло с моим старшим троюродным братом Степаном (он продюсер), который помогал в осуществлении всех моих проектов. Можно сказать, мне повезло с людьми, оказавшимися рядом.

— Почему первым режиссёрским опытом стала экранизация классики? Сейчас модно снимать что-нибудь на злобу дня.

— Думаю, назвать мою работу экранизацией в полной мере нельзя. Она лишь основана на одном из моих самых любимых произведений Льва Толстого – повести «Отец Сергий». Выбирая материал, я стараюсь найти то, что меня трогает, что своего я могу вложить в эту историю. Ориентироваться на моду и заниматься дешёвым популизмом, видя во всем чернуху и грязь, я совершенно не хочу. Этим и без меня есть кому заняться. Мне интересно другое: люди, их характеры, вопросы веры и религии, жизни и смерти, любви…Человеческая душа — бездна для исследования. И никогда не знаешь, что там обнаружишь в следующий раз. Накапливая жизненный опыт и изучая мировой кинематограф, я понял: каким бы ни был сюжет, важно, чтобы режиссёр умел простым языком рассказать человеческую историю, которая «зацепит» зрителя и заставит его сопереживать героям.

— Почему возникло желание сделать документальный фильм о фигурном катании? Были личные причины?

— Документальное кино интересно само по себе, и я рад, что сейчас этот жанр набирает популярность. Кстати, мой первый короткометражный фильм тоже был документальным. И надеюсь, в будущем ещё вернуться к подобной работе.

Вдохновила на этот фильм, конечно, Наташа (Данил официально помолвлен с фигуристкой Забияко). Благодаря знакомству с ней я открыл для себя огромный мир фигурного катания, увидел ежедневный титанический труд ребят, и возникло желание рассказать об этом зрителям. Во время стартов, причём в любом виде спорта, публика видит спортсменов в красивых костюмах, с улыбками, заряженными на борьбу. Но мы не знаем, какой огромный путь они для этого проделывают. Мне не хотелось пересказывать стандартный сюжет с надрывной интонацией. Мы постарались показать тренировочные будни ребят перед важным стартом, по сути, получились простые человеческие истории. Хотелось, чтобы на спорт­сменов посмотрели не как на звёзд мирового фигурного катания, а как  на обычных людей, которые, несмотря ни на что, идут к своей мечте.

— Если не считать съемок этого фильма, Вы сами часто бываете на тренировках, на соревнованиях. К слову, на Чемпионат России в Саранск приезжали?

— В среднем Наташа тренируется по семь-восемь часов в день. Чтобы не отвлекать её от процесса и поберечь свою нервную систему, я сопровождал её на тренировках достаточно редко. На Чемпионат России в Саранск, конечно же, приезжал. Как никогда переживал! Слава Богу, все прошло успешно, и выступили ребята блестяще!

— Фильм «Несломленные» намечалось  выпустить в прокат осенью. Он будет демонстрироваться на большом экране или предполагается иной формат выхода на широкую публику?

— Картина выйдет в кинотеатрах в самом начале сентября. Обязательно приеду представить её в Мордовию! Надеюсь, люди придут и оценят, для меня это особенно важно.

— Пандемия коронавируса на Вас как-то повлияла, что-то изменила в отношении к окружающей реальности и творчеству? Есть идеи по поводу будущих проектов?

— В этот период было очень много задач, связанных с завершением фильма и его дистрибуцией как в России, так и за рубежом. Поэтому особых изменений не почувствовал, с утра до ночи был погружен в работу. Кроме того, удалось закончить сценарий следующего проекта – художественной картины. Вскоре нашей командой начнем над ней работать. Сделаю всё, чтобы было интересно.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]