Над Верхней Лухмой тучи ходят хмуро, но жители верят в светлое будущее родного села!
Попав в глубинное мордовское село Верхняя Лухма Инсарского района в новогоднюю ночь, мне невольно вспомнились строки Сергея Есенина: «Затерялась Русь в мордве и чуди!» Что имел в виду Есенин, теперь сказать сложно. На то они и поэты, чтобы красивой фразой «запудрить» мозги нам, обыкновенным людям. Мне кажется, что он имел в виду прежде всего необычайно красивую лухменскую природу, где каждый овражек или ложбинка хранят тайны истории давно минувших дней.
Народ здесь
Да что там ложбинки, когда почти в каждом уцелевшем доме Верхней Лухмы до сих пор сохранились старинные мордовские сундуки — пари, в которых хранятся мордовские платья, рубашки и платки, которые пребывают в глубочайшей тоске по прежним широким, разудалым мордовским свадьбам с непременными песнями под гармошку у огромного лухменского пруда возле села.
Правда, лухменский пруд недавно был взят в аренду определенным лицом, который поначалу не разрешал даже подходить местным жителям к основной сельской достопримечательности. И конфликтные ситуации уже были на этой почве. А уж о рыбалке с удочкой и совсем было запрещено думать! Но не был учтен новым владельцем менталитет жителей: они не безразличны к дальнейшей судьбе своего села. В поисках правды дойдут до Генерального прокурора или Президента России, а несправедливости уж точно не потерпят. К слову, уже пришли официальные разъяснения от республиканских властей, что закон не запрещает им удить рыбу удочкой в сельском пруду.
Народ в Лухме активный. Дружно начали сбор средств на обустройство кладбища. Новый, почти километровый железный забор по периметру теперь заботливо оградил погост от мирской суеты. Там же появился противопожарный ров. У входа на кладбище установлена беседка. Кладбище ухожено, покоиться предкам на таком кладбище — это действительно почет. В связи с этим стоит сказать огромное спасибо в адрес неравнодушных людей — Ивана Кузнецова, Михаила Беспалова, Ильдара Игишева, Виктора Дубинина, Алексея Зоткина, Николая Солдаткина, Сергея Кузнецова. Многие из них потрудились на славу и на обустройстве нового пруда в центре села. Официально он будет служить противопожарной безопасности, а жителям и гостям Верхней Лухмы будет где проводить достойно минуты отдыха. Здесь будет оборудован даже песочный пляж. И все на деньги жителей! У строящегося пруда расположена информация в открытом доступе, кто и сколько вложил средств на добрые дела в родном селе. Все прозрачно и законно!
Историю Лухмы помнят
До образования Мордовии село входило в Наровчатский уезд Пензенской губернии. Люди занимались в основном земледелием, пахали землю деревянной сохой и железным однолемешным плугом. Сеяли ячмень, овес, пшеницу, рожь, просо. Урожай жали серпом, молотили деревянными цепами. Дома топились по-черному, труб не было, дым выходил через специальное отверстие, стекол на окнах не было. В селе был огромный кирпичный сарай, где делали кирпич.
В Верхней Лухме с коллективизацией не торопились, бедноту запугивали местные кулаки. Только в 1932 году был организован колхоз, председателем которого стал Иван Барашкин. Во время войны председателем колхоза был Иван Букин. До сих пор помнят в селе самоотверженных полеводческих бригадиров Елену Мишечкину и Пелагею Барашкину, которые трудились не щадя ни себя, ни своих подруг.
В послевоенные годы, когда укрупняли хозяйства, Верхней Лухме несказанно повезло: здесь был образован крупный колхоз «Красное Знамя», который в 1960 году был организован в совхоз «В.-Лухменский». В 1983 году директором совхоза был назначен активный человек — Вячеслав Азыркин. При нем было построено пять блочных и 12 финских домов, типовая школа на 192 места, медпункт, магазин, стадион и даже профилакторий. Теперь в селе проживают 284 человека, около ста домов считаются жилыми.
Дома попали в надежные руки
Те 12 финских домов — до сих пор украшение села! По задумке руководства лухменского совхоза, здесь должны были жить уволенные в запас молодые офицеры с семьями. Но им почему-то не пришлись по душе удаленность от райцентра, отсутствие хороших дорог, «кинотеатров и прочих благ цивилизации». Посмотрев на местные достопримечательности, на разваливающуюся церковь в центре села, они дружно покачали головой и удалились искать лучшей доли для себя в других местах России. Зато домики попали в надежные руки нуждающихся рабочих собственного совхоза.
Село гордится образцовыми хозяйствами — личными подворьями Александра и Любови Власкиных, Олега и Валентины Сингилеевых, Владимира и Валентины Власкиных. Особо хочется отметить позитивную роль лухменских женщин в возрождении села. После долгих «странствий» они вернулись в родное село со своими семьями. Так стало с семьями Людмилы и Ильи Трач, Любови и Ильдара Игишевых, Валентины и Валерия Алексеевых.
…Пока над Верхней Лухмой тучи ходят хмуро, но жители упорно верят в светлое будущее родного села. И уже многое делают для этого.
Олег КОРЧИГАНОВ