Капитан милиции в отставке Дина Виняйкина помогла многим подросткам выбрать правильную дорогу в жизни

— Круууу-гом! – шутливо командует представитель Лямбирской ветеранской организации.

— Есть кругом! – бойко отвечает капитан милиции в отставке Дина Константиновна Виняйкина.

Она радушно встречает нас у себя дома в Лямбире, на ней – милицейский мундир, вся грудь в медалях. Почти 35 лет своей жизни Дина Константиновна работала с детьми, сначала возглавляла училище, а потом примерила погоны – служила в детской комнате милиции. Ей исполняется 91, и долгожительница до сих пор может не только честь отдавать, но и поет песни, хлопочет по дому, рассказывает увлекательные истории. Благо в памяти их осталось много, а о тех, что стали забываться, напоминают записи, которые вела педагог и милиционер.

Дина Виняйкина гордится тем, что за пятнадцать лет работы с трудными подростками не посадила ни одного из них. Не прибегая к крайним мерам, ей удавалось направить их на путь истинный. Секрет простой: «С молодежью нужно работать долго и усердно, не считаясь с личным временем и делами». Благодарных воспитанников у капитана милиции в отставке хоть отбавляй. «Бывало вернутся из армии, первым делом ко мне идут», — рассказывает ветеран. И многие из тех, кто по малолетке воровал огурцы с чужих огородов, во взрослой жизни стали успешными людьми.

Военное детство

Дина Константиновна родилась в 1929-м в Красноярске. В семье тогда было четверо детей – две дочки и два сына. Однажды в их дом пришло неслыханное горе – погиб пятилетний братишка Дины. Он упал с воза с сеном и угодил прямо под колеса грузовика. Мама очень тяжело переживала смерть ребенка, на семейном совете было принято решение переехать из Красноярска – в Мордовию в город Краснослободск – на родину родителей.

Жизнь потихоньку налаживалась, глава семьи получил в Саранске должность председателя райкомзема, но вскоре началась война. Дине было двенадцать лет, когда она со своими ровесниками наравне со взрослыми работала на заводе, а потом на стройке. «Я не дотягивалась до станка, приходилась ставить коробки, забираться на них, — вспоминает бабушка. – Трудились по 12 часов, за это нам выдавали стакан чая да кусочек хлеба».

Подростки строили местное училище, сами таскали кирпичи, месили раствор, а потом здесь же получали образование. В учебном заведении готовили по нескольким специальностям, прежде всего, тем, которые были востребованы в народном хозяйстве – это ветфельдшеры и птицеводы.

После войны специалистов в районах катастрофически не хватало, училищу регулярно приходилось менять место дислокации: из Краснослободска переезжали в Торбеево, из Торбеева – в Темников и другие районы. К тому времени Дина Константиновна сама стала преподавать, получила назначение на должность завуча. Вместе с училищем приходилось менять место жительства, так она добралась до Ромоданова, а потом и до Лямбиря, где живет сейчас.

Из педагогов — в милиционеры

Однажды на пороге ее дома появился сосед, в тот вечер он пришел к педагогу с девятнадцатилетним стажем с деловым предложением. «Пойдем, Дина Константиновна, работать к нам в детскую комнату милиции, нам дали новую единицу, нужен специалист хороший, думаю, у тебя получится», — рассуждал гость. Виняйкина по началу наотрез отказалась, но отец-фронтовик уговаривал: «Иди, ты же знаешь, как работать с детьми». Да и сосед все не унимался, ходил, звал. Сдалась женщина под психологическим натиском мужчин, в конце концов, согласилась, и ни разу в своей жизни об этом не пожалела.

«Работа с ребятишками непростая, но ответственная и интересная, — вспоминает бывшая сотрудница милиции. — При каждом сельсовете были организованы комнаты для инспектора милиции. Там проводились беседы с трудными подростками. В любую деревню могли вызвать и днем, и ночью, транспорта тогда не было, в лучшем случае, садилась верхом на лошадь и отправлялась в путь. А сколько раз и пешком приходилось преодолевать расстояния, да еще и не в самую хорошую погоду. Уже позже стали появляться мотоциклы, сама управляла «Уралом».

Дина Константиновна, похоже, никогда не жаловалась, просто спешила, потому что в ее помощи нуждались дети. «Некогда было сидеть сложа руки», — рассуждает наша собеседница. И поясняет, что по тем временам кражи с грядок или садов считались чуть ли не самым тяжким преступлением, серьезнее разве что угон велосипедов и единичные случаи пропажи денег.

Воспитанники

Ветеран часто вспоминает одного своего воспитанника. Кареглазый невысокий сорванец повадился лазить в чужой огород за огурцами и помидорами, пару раз его практически за руку ловили. Дина Виняйкина перевоспитывала озорника, а спустя какое-то время он сам стал частенько наведываться в детскую комнату милиции. «Я ничего не натворил, просто так зашел, — объяснялся мальчишка, — хочу служить в милиции».

«Хорошо учись и придешь к нам работать, а я тебя буду учить», — наставляла инспектор.

И, надо сказать, дела у парнишки пошли в гору: отметки стал получать хорошие, поведение тоже исправил, практически примерным ребенком стал. А когда вырос, отучился и вправду устроился на работу в органы внутренних дел. «Я всегда им гордилась», — говорит Дина Константиновна.

Другой «ребенок» старшего инспектора школы милиции хулиганил иначе. Залазил на яблоню, срывал плоды и бросал их с высоты на молодые парочки, которые уединялись неподалеку. И шишки, и синяки у женихов и невест были, а мальчишку каждый раз приводили в комнату милиции. Но после нескольких бесед внял словам Дины Константиновны, поступил на медфак и стал уважаемым в районе хирургом.

К сожалению, были и более трагические детские судьбы, когда маленьких мальчишек и девчонок голодными и холодными дома бросали нерадивые мамы и папы, их приходилось забирать в интернаты.

Воспоминания разные – и грустные, и радостные, но главное, что делала для детей все, что от нее зависело. «Парни маму так побаивались, что и ко мне в женихи никто идти не смел, пришлось в другом районе мужа искать», — шутит дочка Дины Виняйкиной.

Из органов внутренних дел капитан милиции уволилась в 1984 году.

«Не дождутся!»

9 марта у Дины Константиновны день рождения. Ей немало лет, но она до сих пор полна сил и энергии. В чем секрет долголетия? «В нашем роду все женщины живут до глубокой старости в здравом уме», — делится дочка Виняйкиной.

Хотя лет пять назад героиня этого очерка оказалась прикована к кровати. Сломала шейку бедра, прогнозы врачей были неутешительны. «Сами понимаете — возраст, месяца три протянет, не больше», — говорил родственникам доктор.

«Что он сказал? – переспрашивала у близких людей Дина Константиновна. – Говорит, скоро умру? Вот им всем, не дождутся, я еще поживу!»

И не просто живет ветеран, она ходит и практически полностью может себя обслуживать. А память и речь такая, что любой молодой позавидует.

Приветливая, веселая и бойкая женщина-ветеран провожает нас песнями. «Пусть тяжелы недели, живу мечтою о дне, ты в офицерской шинели скоро придёшь ко мне…», — напевает она. Как хорошо, что есть у нас такие долгожители, которым есть что рассказать, есть чему научить и есть еще, о чем помечтать!

Ирина ЕГОРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]