Исповедь бывшего участкового
Я уверен, что многие читающие эти строки и не догадываются, что за каждым из них «бдит» всевидящее око участкового уполномоченного полиции. Дорогой мой читатель, я желаю тебе спокойной и безопасной жизни, чтобы ты как можно дольше не знал ни врачей, ни полицейских, ни пожарных, ни следователей. Будь здоров, как мой сегодняшний герой — подполковник милиции в отставке, 27 лет успешно отслуживший в Рузаевском районе старшим участковым инспектором 67-летний Юрий Петрович Тимовкин. Казалось бы отдыхай, Петрович, а он все никак не успокоится: каждую ночь во сне кого-то спасает, кого-то задерживает… Сегодня он «исповедуется» журналисту «ИМ», а значит, и вам.
Только раз в году 17 ноября, в день участкового, он надевает свою потрепанную милицейскую форму, обходит деревеньки Рузаевского района, которые оберегал будучи участковым: Хованщину, Куликовку, Камышлейку, Хворостиновку, Кулишейку, Барановку, Макаровку, Саловку, Ежовку, Дивеевку… На обслуживаемом участке проживало 3,5 тысячи человек, плюс восемь лет на его участке стояли железнодорожные войска — 4 батальона и учебный полк. Под его опекой были совхозы «Мир» в Баймакове и «Хованщинский», пионерлагерь с «контингентом» в одну тысячу человек. Сердце кровью обливается у бывшего участкового теперь, ведь на месте многих деревенек остались одни кладбища. А Петрович хорошо помнит гомон местной молодежи, переливы свадебных гармошек. Были, разумеется, здесь и драки, и преступления, и слезы, какая же жизнь без всего этого?
Наш Аниськин!
…По поселку Хованщина Рузаевского района на рубеже столетий хозяйской походкой шел высокий мужчина, темно-синий милицейский костюм которого подчеркивал крепко сложенную фигуру. На уважительные приветствия односельчан участковый неизменно отвечал добродушной улыбкой и сиянием искрящихся голубых глаз. Со стороны видно было сразу, что человек очень любит свою работу и гордится тем, что ему доверено оберегать покой земляков: сам он родом из этого же села, да и супруга местная.
Авторитет у земляков — ценность особая, как валюта! Пустые разговоры, «бла-бла-бла» о том, что ты отличный участковый, а сам «ноль без палочки», не прокатят для односельчан. Все они знали своего участкового Юрку с тех пор, когда тот бегал еще в коротких рваных шортиках в 50-60-х годах прошлого столетия. Знали его порядочность, честность с детских лет, поэтому Юрию Петровичу деревенские люди доверяли часто и то, что в родной семье не рассказывали.
В те годы был популярен телегерой — участковый Аниськин. Тимовкина и называли своим «Аниськиным», строгим, но очень справедливым. Каждый месяц сельский участковый раскрывал по 10-15 преступлений. Наград за это у него не счесть. По мнению Юрия Петровича, участковый в селе должен знать все и всех, ведь он на селе и ГАИ, и пожарный, и паспортист, и … даже дворник, чтоб порядок был на его участке.
— Аниськин артистом Жаровым в известном кинофильме показан очень правдиво, точно. Только вот жаль, что прошло столько времени, а ничего нового, равноценного так и не поставили наши кинорежиссеры, — искренне сокрушается Тимовкин. — Лично я мечтаю посмотреть добрый фильм, скажем, о внуке Аниськина, решившего пойти по пути деда.
Дом Тимовкина в Хованщине долгое время был «милицейским штабом». И днем, и ночью его ворота были открыты всем, телефон никогда не отключался. Ну, а какие были преступления? Об этом Юрий Петрович может рассказывать сутками. К примеру, в начале 80-х в селе Новый Усад была изнасилована глухонемая старушка. Дом пострадавшей находился аккурат против сельсовета. Как водится, никто ничего не видел. Установили, что преступление совершил ранее судимый Мишакин. Ловил его участковый вместе с главным инженером совхоза «Мир» Владимиром Михеевым. Мишакин умудрился убежать босиком в поле прямо по снегу. А обнаружили его… в русской печи в соседней деревне, за заслонкой.
Грустить было некогда…
Ужасно «фееричным» стал выпускной вечер для некоторых восьмиклассников Хованщинской школы в 1982 году. После распития спиртного два парня из Нового Усада стали выяснять отношения из-за внимания девушки, которая танцевала «не с тем, с кем якобы следовало». Один из парней выстрелил из ружья в ногу товарища, в результате чего последнему пришлось ампутировать ногу выше колена. Больше тот с «чужой» девушкой не танцевал… В этот же вечер другой выпускник, 15-летний Иван Кончинов, изнасиловал сразу трех одиноких старух в селе Куликовка. Вот и судите сами о «спокойной» жизни участкового инспектора Юрия Тимовкина в те годы…
В августе 2002 года наш участковый раскрыл громкое по тем временам убийство жителя Хованщины, дом которого вместе с трупом подожгли преступники. При осуществлении подворного обхода были установлены личности подозреваемых — ранее судимые Кутыркин и Алтакишкин. Но как задержать и обезвредить убийц? Юрий Петрович сделал предположение, что преступники залягут у сестры одного из разыскиваемых. И не ошибся. Преступников задержали, суд осудил и приговорил обоих к 13 годам лишения свободы.
Обладая природным чутьем, Тимовкин мог с завидной точностью назвать адреса местных самогонщиков или потенциальных любителей соседских кур. Сколько бед он отвел от домов своих земляков благодаря этому чутью — на милицейском языке это называется профилактикой правонарушений.
Сейчас подполковник милиции в отставке Ю.П.Тимовкин увлеченно работает над составлением своей родословной. Его гордость — отец Петр Васильевич из села Болдово Рузаевского района, который в звании старшего сержанта прошел две больших войны в разных концах земного шара. Уже после демобилизации отец, работая на перегонах железной дороги, во время рейсов и бесконечного ремонта решеток колосников котла горел три раза (!) в еще не остывших топках паровоза, так как не было времени для ремонта литерных и военных эшелонов в сталинские времена. Сергея Лазо японцы сожгли в топке принудительно, а Петр Васильевич лез в топки добровольно, подвергая свою жизнь смертельной опасности.
Всего же в Великую Отечественную войну погибли 14 близких родственников Тимовкиных, память о которых необходимо восстановить. Есть чем заняться Юрию Петровичу!
Олег КОРЧИГАНОВ