С переходом на кластерную подготовку не все техникумы Мордовии сохранят свои специальности
В организации работы техникумов, колледжей республики намечаются серьезные преобразования. Инициатива врио Главы РМ Артёма Здунова по закреплению министерств за профильными специальностями призвана повысить квалификацию молодых профессионалов и результативность их участия в национальном чемпионате WorldSkills, а значит поднять уровень подготовки по рабочим специальностям до мировых стандартов. Как возможный путь повышения эффективности работы системы среднего профессионального образования сегодня рассматривается идея кластерной подготовки. При таком подходе обучение по специальности будет сосредоточено в одном месте – там, где гарантирована качественное обучение и трудоустройство, дублирование специальностей в нескольких техникумах исключено.
Особое внимание к системе СПО сегодня повышено еще и потому, что до 60% выпускников 9-х классов идут учиться в колледжи и техникумы, а на современных предприятиях востребованы только такие рабочие, которые обладают современными знаниями и умениями. Но, по данным Министерства образования РМ, лишь 6 техникумов и колледжей из 31 работающей в республике организации СПО обновляют образовательные программы с участием работодателей. Только 9 образовательных организаций выстроили сотрудничество с работодателями таким образом, что те безвозмездно передают студентам оборудование, оказывают финансовую помощь. 17 техникумов и колледжей имеют возможность проводить практические занятия на производственных площадках, предоставленных работодателями.
Выступив на коллегии Министерства образования РМ от имени директорского корпуса, директор Саранского электромеханического колледжа Сергей Махалов обозначил ряд проблем, которые не позволяют системе СПО двигаться вперед:
— В нашем колледже помимо устаревшей материально-технической базы наиболее актуальной проблемой стало истощение педагогического потенциала и дефицит квалификации преподавателей в сфере актуальных информационных технологий, необходимых в условиях цифровой экономики. Кроме того, мы отмечаем низкую привлекательность рабочих профессий и специалистов среднего звена в молодежной среде. Для решения обозначенных проблем мы организовали обучение в Москве. Начиная с 2018 года, на программу профессиональной подготовки и переподготовки ежегодно отправляли по два потока наших специалистов. Результат от обучения превзошел все наши ожидания. Три из четырех наших заявок на получение грантов из федерального бюджета успешно прошли конкурсный отбор. Мы получили средства на обновление материально-технической базы по всем специальностям колледжа.
Однако и.о. министра образования Елена Солдатова отметила, что система повышения квалификации в этой отрасли используется еще недостаточно эффективно, а работа центров содействия трудоустройству выпускников, созданных во всех образовательных организациях, к сожалению, часто носит формальный характер. Галина Лотванова напомнила, что повышение квалификации по программам WorldSkills для преподавателей и мастеров производственного обучения проходит за счет федерального бюджета, однако далеко не все используют эту возможность.
Вопрос профессионального самоопределения ребенка сегодня ставится уже в школе. В 2020 году на базе Саранского строительного техникума создан Региональный центр по наставничеству. Если в системе СПО наставничество уже действует, то для школ и системы дополнительного образования это в новинку. В текущем учебном году в этот проект вошли 10% школ и центров творчества, с наставниками занимаются 4,5 тысяч школьников.
Татьяна Никитина