На педагогическом форуме в Мордовии говорили о проблемах дистанционного обучения
Формат традиционной августовской педагогической конференции в этом году продиктован эпидемиологической ситуацией. Большой встречи учительского сообщества не получилось. Республиканский образовательный форум 2020 «Образовательная экосистема Республики Мордовия: новые вызовы и приоритеты развития», стартовавший 14 августа, проводился в режиме онлайн, с использованием дистанционных технологий. И пленарное заседание 21 августа в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Педагог 13.ру» проходило так же.
Центральная студия в Саранске вместила лишь 40 человек. Но по видеоконференцсвязи из студий в районах к обсуждению актуальных вопросов подключились и сельские педагоги. Симпатичные лица участников форума скрывали обязательные при таком скоплении народа маски. Их выдавали всем на входе в здание. Никто не прошел на форум и без измерения температуры.
В докладе министра образования РМ Галины Явкиной прозвучали оценка текущей ситуации в отрасли и планы на будущее. В рамках проекта «Цифровая среда» школы Мордовии оснащаются новым современным компьютерным оборудованием. 49 школ получили или получат в начале учебного года новую технику на сумму более 108 млн рублей. К 2022 году таких школ будет 78. Новое оборудование идет и в систему дополнительного образования детей за счет ввода новых мест: в этом году – на общую 23 млн рублей, а в следующем – еще на 96 млн.
Значительные финансовые вливания поступили в образование по проекту «Демография». За время реализации нацпроекта «Образование» в республике построено 7 новых детских садов и один пристрой – всего на 910 мест: в Большеберезниковском, Лямбирском, Ромодановском, Рузаевском, Теньгушевком, Чамзинском районах и в Саранске. До конца года примут дошкольников еще 6 детских садов в столице Мордовии, Ардатовском, Атюрьевском, Дубенском, Рузаевском, Ромодановском районах – а это плюс 838 новых мест для дошколят. До конца этого года республика должна достигнуть стопроцентной обеспеченности местами детей в возрасте до 3 лет. Наиболее острая потребность в детсадовских местах сохраняется в Саранске, особенно в микрорайонах с новостройками. Но за счет строительства новых объектов она будет решена.
Одним из самых серьезных вызовов времени, которые стояли перед системой образования, назвала Галина Явкина массовый одномоментный переход на систему дистанционных технологий электронного обучения.
— Сегодня я хочу поблагодарить всех работников отрасли за работу в нестандартном для нас режиме. Коллеги, спасибо за эту работу, — обратилась она к педагогическому сообществу. — Многие очень ответственно отнеслись к нестандартному для нас режиму, искали разные пути по работе в этом формате. Это была временная вынужденная мера.
Министр отметила, что не обошлось без проблем.
— Главный вывод по итогам дистанта — в том, что все мы поняли ценность классического образования. Поняли, что школа — это не только здание, это атмосфера, общение, живой учитель, — резюмировала Галина Явкина. – А дистант — это новая цифровая реальность со своими правилами, особенностями, требованиями, это не просто домашнее задание, высланное ученику по электронной почте. Основными проблемами при организации учебного процесса стали неправильная организация школами урочной деятельности, составление расписания уроков без учета особенностей образовательной деятельности в сочетании компьютерных и иных форм обучения, подмена понятия: вместо дистанционного обучения -система заданий для самостоятельной работы, когда учитель направлял по смс перечень заданий без объяснения нового материала, а еще устанавливал временной промежуток для отправки выполненных заданий на проверку, и несвоевременное отправление ответов каралось снижением оценки.
Учитель информатики Инсарской средней школы №1 Татьяна Советникова тоже говорила о проблемах дистанционного обучения.
— Главное – это технические трудности и психологическая неготовность к такому формату обучения, — сказала она. — Технические проблемы связаны с отсутствием необходимого оборудования. Даже если школа подключена к интернету, это не решает вопрос того, есть ли устойчивая связь и необходимые устройства дома у детей. В ряде случаев учителя пользовались нецифровыми способами ведения дистанционной работы, по телефону давали задание прочитать параграф в ученике. Некоторые учителя оказались не готовы уйти в онлайн-обучение. Они решали проблему вместе с учителем информатики, которому приходилось быть на связи с учениками, их родителями, коллегами-учителями.
Школам дано поручение разработать к началу учебного года варианты обучения в очно-дистанционном или дистанционном режиме, составить четкое расписание на случай перехода на дистанционное обучение. В частности, предлагается разработать варианты передачи компьютерной техники во временное пользование детям из социально незащищенных семей, малоимущих и многодетных. По каждому ребенку нужно найти индивидуальное решение проблемы.
— Эти варианты должны быть готовы, но это не значит, что мы перейдем на этот формат, подчеркнула Галина Явкина. — Наша готовность к такому формату работы сегодня не может быть такой же, как в марте.
Татьяна НИКИТИНА