Можно ли подготовиться к итоговому сочинению, не зная темы?
На начало декабря было назначено проведение итогового сочинения у одиннадцатиклассников. Это сочинение для них — как обязательное испытание, которое станет допуском к сдаче ЕГЭ. Только дети с ограниченными возможностями здоровья смогут выбрать изложение вместо сочинения. А у тех, кто не справится с первого раза, будет два шанса пересдать. Благо, справиться нужно хотя бы на «троечку»: сочинение оценивается по системе «зачет-незачет».
Правда, глава Рособрнадзора Анзор Музаев на днях заявил, что из-за эпидемиологической обстановки дата проведения сочинения может быть перенесена. Проводится ежедневный мониторинг ситуации в регионах, окончательное решение будет принято в ближайшее время. Но избежать сочинения не удастся.
Пять тематических направлений, которые предложены выпускникам, уже известны:
- «Забвению не подлежит» (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности);
- «Я и другие» (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
- «Время перемен» (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством);
- «Разговор с собой» (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести);
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
Но как в рамках этих направлений будут сформулированы конкретные темы, ученики узнают за 15 минут до написания сочинения, уже сидя в школьных аудиториях. Соответственно, ученик должен будет выбрать одну тему, на написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. Обязательное условие: писать нужно с опорой на литературный источник. Рекомендуемый объем – от 350 слов, минимальный – 250 слов, то есть если в работе будет 249 слов, это уже «незачет».
Оценивается итоговое сочинение по 5 критериям: «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность». Первые два считаются основными. Если выставлен «зачет» по этим критериям и еще хотя бы по одному из остальных трех, то и вся работа получает «зачет».