«ИМ» раскрыли тайны гения Федота Сычкова

В этом году отмечается 150 лет со дня рождения выдающегося русского живописца, нашего земляка Федота Сычкова. Казалось бы, о нём уже немало написано и сказано. В Республиканском музее изоискусств хранится обширная коллекция его живописных полотен, большинство из которых демонстрируется в основной экспозиции. А кроме картин в музейном хранилище, куда посторонним вход запрещен, хранится достаточно внушительная коллекция «рабочих» материалов художника. Его рисунки, наброски, акварельная графика, то, что, прежде всего, оберегается от разрушительного воздействия внешних климатических факторов. Кстати, к юбилею Сычкова специалисты Российской академии живописи Ильи Глазунова осуществляют реставрацию его графического наследия. Об этом директор Музея Эрьзи Людмила Нарбекова обещает рассказать подробнее.

А пока мы хотим раскрыть некоторые детали биографии гениального  художника, о которых умалчивалось по тем или иным причинам. Покопавшись в документах Центрального республиканского госархива, лично я открыла для себя немало нового.

Жизненные вехи самородка-живописца

Родился 1 (по старому летоисчислению) или 13 марта 1870 г. в с. Кочелаеве Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район Мордовии) в крестьянской семье.

1877–1880 гг. учился в земской школе с. Кочелаева, где его незаурядные способности к рисованию заметил педагог П.Е. Дюмаев.

1885–1887 гг. работал у подрядчика иконописца Д.А. Решетникова в Сердобске Пензенской губернии.

В 1892 г. его приняли в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств в С.-Петербурге.

В 1895–1900 гг. осваивает профессиональные тонкости в Высшем художественном училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств в мастерской батальной живописи у Н.Д. Кузнецова и П.О. Ковалевского.

В 1908 г. – совершает творческую поездку в Европу. После возвращения работает в С.-Петербурге.

В 1918 г. переезжает с женой в Кочелаево. 1918–1920 гг. участвует в оформлении революционных праздников в городе Наровчате, на станции Арапово (ныне Ковылкино), в Кочелаеве.

Скончался 3 августа 1958 г. и похоронен в Саранске.

Судьбоносная «стройка века»

Эти факты подтверждены соответствующими документами. Как уточнила заместитель директора Центрального госархива РМ Евгения Чинкова, в ЦГА личный фонд художника, насчитывающий более 130 дел, передан в 1973 году. И многие сведения, затем многократно растиражированные различными источниками, позаимствованы из автобиографии Сычкова, где Федот Васильевич имел право указать то, что он считал уместным. Но не всё.

— Все знают, что детство Сычкова было далеко не радостным. Отец Василий Тимофеевич зарабатывал отхожим промыслом, бурлачил, от столь тяжелого труда рано умер. И сыну пришлось вместе с матерью Анной Ивановной просить Христа ради, чтобы им (кроме сына, в семье росло ещё две дочки) не умереть с голоду. Меня поразило, — признается Евгения Борисовна, — что мать не желала, чтобы Федот тратил время на учебу. Только по настоянию бабушки восьмилетнего внука определили в трехклассную земскую школу.

А там он не только освоил основы арифметики и грамматики. Благодаря учителю Дюмаеву начал развивать врожденный дар к изобразительному творчеству. И с 15 лет уже зарабатывал своим талантом. Сначала два года — подмастерьем в артели, выполнявшей роспись церковных стен (правда, как признавался позже Сычков, подрядчик артели расплачивался с парнем куском хлеба), потом – создавая на заказ портреты по фотографиям. Лишь позже на сельского самородка обратил внимание местный помещик генерал Арапов, поручивший Федоту запечатлеть многофигурную жанровую композицию «Закладка станции Арапово». По сути, её можно отнести к живописному репортажу о «стройке века» в сельской глубинке. Генерал остался весьма доволен и оказал финансовое содействие, чтобы Сычкова направить в Петербург, в рисовальную школу.

 Почему Репин отправил Федота к баталистам?

Однако гораздо больше о реальных событиях, самочувствии, мыслях и чаяньях художника сообщают даже не официальные документы, а его переписка с друзьями и коллегами.

— У нас в архиве хранится не только личный фонд Сычкова. К слову, поступил он «россыпью», и над его систематизацией еще требуется потрудиться, — поясняет Евгения Чинкова. – Здесь есть письма Федота Васильевича к более молодым живописцам Александру Мухину, Виктору Хрымову, а также переписка с учениками Ильи Репина – Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым, Исааком  Бродским, Константином Вещиловым и др.

К слову, Сычков тоже мечтал учиться у Репина. Кочелаевский самородок рассказывал, что однажды даже поймал Илью Ефимовича «за пуговицу» на академической лестнице. Но автор «Бурлаков на Волге» объяснил, мол, у него «просто нет ни одного сидячего места» и посоветовал поступить в мастерскую баталистов к профессору Николаю Кузнецову. Сычков советом воспользовался, тем не менее, периодически посещал и мастерскую Ильи Ефимовича, и тот позволял Федоту делать копии своих картин. Впоследствии Федот Васильевич особо гордился деловой запиской, где Репин вынес свой вердикт «Сычков хороший живописец».

«Барышня» крестьянского происхождения 

Константин Вещилов, считавшийся любимым учеников Репина, со студенческих лет стал близким другом Сычкова, а потом они и породнились. Именно Вещилов был свидетелем на бракосочетании Федота с Лидией Анкудиновой, а спустя несколько лет женился на её родственнице Марье.

Во многих источниках жену Сычкова величают «утонченной питерской барышней», восхищаясь тем, что она ради мужа бросила столицу и почти сорок лет провела в сельской мордовской глубинке, полола траву на огороде, сажала овощи, держала кур и козу. Да, внешне она, конечно, отличалась от местных сельчанок. Одевалась по-городскому, говорила иначе. Для жителей Кочелаева она казалась «барыней».

Увы, нигде не сохранилось никаких свидетельств о том, каким образом Федот познакомился с Лидией. И сам он об этом никогда нигде не обмолвился.

Зато выписка из метрической книги о бракосочетании, заверенная священником «Симеоновской церкви Николаем Веретенниковым», указывает, что 7 февраля 1903 года 32-летний Федот первым браком сочетался с 21-летней православной девицей Лидией Васильевной Анкудиновой, крестьянского происхождения из села Тосно Царскосельского уезда С.-Петербургской губернии.

Но почему они всё-таки покинули стольный град Питер и каково им жилось в Кочелаеве, узнаем из писем самого Федота Васильевича.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]