Диалог культур волжских народов

Участники XIX Международной этнокультурной экспедиции «Волга — река мира» обсуждали острые проблемы и пути их решения

Завершившаяся XIX Международная этнокультурная экспедиция-фестиваль «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов» объединила общественников, учителей, учёных, активистов национально-культурных организаций мокшан и эрзян и других народов из 14 регионов России. Традиционно самой многочисленной была делегация нашей республики во главе с министром культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии Светланой Баулиной. И впервые в работе этого форума принял участие заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин.

К слову, в регионах, по которым пролегал маршрут «Волги – реки мира», гостей встречали руководители областных министерств культуры, внутренней политики и общественных отношений.

За пять дней участники экспедиции посетили крупные города главной российской водной артерии – Саратов, Волгоград, Астрахань, а также село Никольское с самым большим православным храмом Поволжья Рождества Пресвятой Богородицы, где хранится чудотворная икона «Нерушимая стена».

Цветы – победителям!

В этом году сквозной темой фестиваля «Волга – река мира» стало 75-летие Победы. И туристический маршрут, кроме знакомства с топовыми культурно- историческими достопримечательностями волжских городов, включал посещение мемориалов воинской славы, в том числе мемориального комплекса «Сталинградская битва», саратовского Парка Победы. Пожалуй, самой эмоциональной частью маршрута стало посещение легендарного Мамаева кургана в Волгограде, главного стратегического плацдарма, который в годы Великой Отечественной войны более двух месяцев героически обороняли от гитлеровских захватчиков наши деды и прадеды, где погибло более полутора тысяч сыновей Мордовии.

На обратном пути, покидая город-герой Волгоград, в память о погибших участники экспедиции опустили цветы на тихую гладь Волги — реки мира, которая в военную пору служила главной транспортной артерией страны, снабжавшей армию топливом, боеприпасами, продуктами.

Наша сила в единении

Основная цель экспедиции — развитие диалога между органами государственной власти и общественными организациями в деле сохранения и развития культуры, родного языка, традиций, укрепления духовного единства народов многонациональной России.

Эти темы обсуждались в процессе дискуссионных «круглых столов».

Говоря о значении экспедиции «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов», заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин в интервью для «Известий Мордовии» отметил:

— Такие экспедиции нужны и важны, поскольку позволяют обмениваться полезным опытом между регионами страны. В каждом регионе, по которым пролегал маршрут, проживают представители различных этносов, в каждом налажено взаимодействие между разными народами.

В Мордовии, мы видим, выстраивается конструктивный диалог между людьми разных национальностей, проживающими в республике. Кроме того, Мордовия давно признана центром Ассоциации финно-угорских народов России. В вашей республике много делается для поддержания добрососедских отношений. И то, что делегацию экспедиции возглавила министр культуры, национальной политики и архивного дела, говорит о том, что государство обращено лицом к народным инициативам.

— Помимо сохранения и развития национальных языков и культуры, проект «Волга – река мира» имеет и большое политическое значение, — подчеркнул Станислав Бедкин.– Поскольку все чаще совершаются попытки оторвать, вычленить представителей угро-финского этноса из общероссийской семьи.

Планировавшийся на весну текущего года Международный финно-угорский конгресс из-за коронавирусной пандемии решили отложить на следующий год. — Станислав Анатольевич, чего можно ждать от этого конгресса?

— Мы не ожидаем от конгресса каких-либо существенных результатов. В рамках реализуемой в России государственной политики работа по поддержке малых народов ведется более продуктивно. Мы должны понимать, что насаждаемая Западом патерналистская позиция, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших, а также подчинении младших старшим, по отношению к российским народам недопустима.

— При этом на территории бывших республик Советского Союза сегодня активизируются индивиды, называющие себя защитниками интересов, в частности эрзянского народа, и пытающиеся влиять на ситуацию в России.

— Да, есть случаи, когда отдельные отщепенцы, обосновавшиеся за пределами России, пытаются дискредитировать национальную политику нашей страны. Кто такой Болькин, провозгласивший себя вождем эрзянского народа? Кто из эрзян выбирал его своим лидером? По сути, это самозванец. Но на Украине, где последние годы главенствует антироссийский режим, его провокационные заявления были подняты на флаг.

— На этнокультурном поле немало общественных организаций, чья деятельность способствует сохранению национальной самобытности отдельных этносов и одновременно консолидации разных народов. А господин Болькин под благовидным предлогом якобы сохранения эрзянского языка старается внести раскол в ряды мордовского народа, — пояснил председатель Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа Юрий Мишанин. – Известно, что он участвовал в событиях киевского Майдана и военных действиях против Донбасса. Ему запрещен въезд в Россию. Тем не менее, теперь он сам себя назначил Инязором – вождём и выступает за создание отдельного поволжско-уральского государства Идель-Урал. По сути, он проповедует идеологию фашистов, которая ведёт к открытой вражде между народами, а в конечном итоге направлена на разрушение нашей страны.

Народные инициативы

Наиболее детальное обсуждение развернулось по теме деятельности общественных некоммерческих организаций в современных условиях.

— Государственная национальная политика формируется исходя из главного принципа «Единство в многообразии». Сегодня как никогда важна роль общественников и НКО, власть учится слышать людей с мест, — акцентировал внимание Станислав Бедкин.

— К тому же, — чуть позже подчеркнула Светлана Баулина, — как правило, предложения большинства НКО направлены на удовлетворение реальных потребностей конкретных людей, воплощение их интересов и запросов.

Своим опытом реализации этнических и культурных инициатив поделились участники экспедиции, чьи проекты получили финансовую поддержку Фонда президентских грантов.

Возглавляющий региональную общественную организацию развития сельских территорий «Новое село» Евгений Ледяйкин рассказал о том, как возникла идея и создается музейно-культурный центр «Дом традиций» в большеберезниковском селе Паракино, как в процессе реализации замысла стала формироваться целая гостевая инфраструктура, к слову, уже востребованная туристами.

Уроженец Пензенской области Николай Пиксин на собственные средства создал этно-туристический комплекс в родном мокшанском селе Даньшино, где с XVIII века на берегу реки Б. Чембар ежегодно на празднование Святой Троицы собирались жители окрестных мордовских сел. Там же проводится всероссийский фестиваль. Всё это помогает сохранить село, этнические традиции и национальную культуру, которые сегодня получают новое звучание, привлекая активный интерес молодого поколения.

А директор саранской студии «Маленький художественный альтернативный театрик» Мария Шаповалова продемонстрировала пример продуктивного частно-государственного партнерства. К тому же, ряд культурно-социальных инициатив, предложенных МХАТиком, удалось реализовать опять же на средства Фонда президентских грантов.

Кстати, в ходе дискуссии возникла идея об образовании в республике ассоциации общественных некоммерческих организаций. Такая структура, по мнению Светланы Баулиной, с одной стороны, позволит аккумулировать наиболее продуктивные идеи НКО, а, кроме того, сделает более прозрачным принцип распределения грантов на воплощение того или иного проекта.

Серьёзные вопросы

Президент межрегиональной «Гильдии межэтнической журналистики» Маргарита Лянге, несколько лет назад уже участвовавшая в этнокультурной «Волге – реке мира», как положительный момент отметила: «Сохраняя верность традициям, экспедиция с годами заметно меняется. В отличие от прежнего фестиваля теперь «Диалог культур волжских народов» стал более серьёзным, здесь ставятся острые вопросы, обсуждаются насущные проблемы и звучат предложения по их решению».

В частности, представителей национальных диаспор беспокоит проблема обучения детей мокшанскому и эрзянскому языкам за пределами Мордовии, где школьная программа не предусматривает преподавания дисциплин на родном языке. Хотя директор Пензенского лесного колледжа Олег Вдовин рассказал, что у них в Сосновоборском районе налажено постоянное обучение мордовской детворы языку предков.

Ученые-словесники МГУ им. Н.П. Огарёва и Мордовского педуниверситета им. М.Е. Евсевьева Иван Рябов и Ольга Налдеева, говоря о подготовке преподавателей мордовских языков и литературы, отметили введение в образовательный процесс дисциплин по изучению языка и культуры мордовского народа.

А с развитием компьютерных технологий появилась возможность использовать формат дистанционного образования. Кстати, уже имеется опыт проведения онлайн-курсов обучения мокшанскому и эрзянскому. Но возникают сложности с цифровизацией мордовских языков, для осуществления которой нужны специалисты, владеющие в совершенстве как филологическими знаниями, так и IT-технологиями. С этим также связаны проблемы современных национальных СМИ, которые, тем не менее, стараются расширять свою аудиторию, осваивая Интернет- пространство.

Творческий «десерт»

Несмотря на довольно насыщенную деловую составляющую, XIX экспедиция «Волга – река мира» сопровождалась многопланово содержательной творческой программой.

На теплоходе развернулись экспозиции репродукций картин Федота Сычкова из коллекции Музея Эрьзи, национального костюма «Каргоньки» и деревянных изделий резчиков из кочкуровской Подлесной Тавлы. Своим музыкальным творчеством не только участников экспедиции, но и других пассажиров речного судна «Федор Достоевский» радовали артисты фолк-группы «Торама», лямбирского ансамбля «Вспомним, друзья!», солист Мордовской госфилармонии, автор-исполнитель Андрей Бочканов.

Экспедиция была прекрасно организована, за что хочется особо поблагодарить Федеральное агентство по делам национальностей, Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Мордовии, Межрегиональную общественную организацию мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Поволжский центр культур финно-угорских народов и его директора Елену Ломшину.

Владимир МАКСИМОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]