В Приволжье ускорилась инфляция
Годовая инфляция в Приволжском федеральном округе (ПФО) в июне 2020 года ускорилась с предыдущего месяца на 0,2 п.п., до 3,3% (по России – на 0,2 п.п., до 3,2%). Это связано с эффектом низкой сравнительной базы июня прошлого года на продовольственном рынке, активизацией спроса на непродовольственные товары в условиях смягчения ограничительных мер и возобновления деятельности предприятий ряда отраслей. Эти факторы увеличили годовой прирост цен на продукты питания и непродовольственные товары в июне по сравнению с маем. В то же время слабая динамика потребительской активности и сохранение некоторых ограничений продолжили замедлять инфляцию в сфере услуг.
Годовая продовольственная инфляция в ПФО в июне увеличилась до 4,1% после 3,4% в мае. Ее рост во многом произошел на фоне замедления инфляции в прошлом году, когда благодаря теплой весне и высоким темпам посевной кампании на рынок рано поступил новый урожай овощей. Так, в июне этого года сократилось годовое снижение цен на капусту, резко подешевевшую в июне 2019 года. Помидоры и огурцы стали стоить дороже, чем годом ранее. Урожай ранних сортов яблок из южных регионов страны в этом году поступил на прилавки несколько позже обычного из-за неблагоприятных погодных условий, что отчасти обусловило повышение темпов их удорожания.
Куриное мясо стало стоить несколько дороже, чем годом ранее, снижение цен на свинину замедлилось. Возможно, это связано со смещением потребительского спроса в сторону более дешевого и диетического мяса. На динамике стоимости свинины отчасти отразились случаи чумы свиней, выявленные в отдельных регионах Приволжья. Заметнее всего динамика цен на свинину изменилась в Нижегородской области и Чувашии.
Спрос на продукты с длительным сроком хранения – крупы и макароны – в условиях самоизоляции, частично продлившейся в июне, оставался повышенным. Годовой рост цен на них продолжил ускоряться, но медленнее, чем весной. Из-за роста цен на зерно на фоне ослабления рубля относительно прошлого года и увеличения привлекательности экспорта по-прежнему дорожали хлеб и мука. Сдерживать рост цен будут ожидания хорошего урожая зерновых в этом сезоне.
В то же время после завершения периода повышенного спроса продолжил замедляться годовой рост цен на продукты, которые граждане покупали для укрепления иммунитета. Сократилось удорожание лимонов и чеснока, а снижение цен на лук усилилось. Этому также способствовало некоторое укрепление рубля, замедлившее рост цен и на апельсины, бананы, виноград. Годовой прирост цен на лимоны больше всего уменьшился в Пензенской, Саратовской и Оренбургской областях. При этом в некоторых регионах их стоимость опустилась даже ниже прошлогодней (Башкортостан, Мордовия, Пензенская и Кировская области).
Годовой рост цен на молочную продукцию замедлился в июне до 5%. Годом ранее июньское удорожание молочной продукции было сильнее вследствие засушливой погоды. На замедление также повлиял рост предложения этой продукции на рынке за счет активного развития молочной промышленности в регионах Приволжья (в т.ч. в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Кировской области).
Годовая непродовольственная инфляция в округе в июне повысилась до 3,2% после 3% в мае. Во многом сказались постепенное восстановление спроса на внутреннем рынке из-за снятия ограничительных мер, а также введение временного запрета на импорт подешевевшего иностранного бензина, увеличившие годовой прирост цен на топливо до 2% в июне с 1,3% в мае (больше всего – в Мордовии и Кировской области). Тем не менее, удорожание топлива во всех регионах ПФО не превысило 2,6% за год. Механизм компенсации разницы цен на топливо на внутреннем и мировом рынке продолжит стабилизировать цены внутри страны.
Увеличилось удорожание ювелирных изделий на фоне роста спроса и цен на золото на мировых рынках как один из наиболее надежных активов в условиях пандемии и неопределенности развития мировой экономики.
В связи с распространением коронавируса ожидаемо продолжили увеличиваться спрос и, соответственно, прирост цен на бытовую химию, используемую в том числе для дезинфекции.
В июне жители Приволжья по-прежнему покупали смартфоны, планшеты и телевизоры дешевле, чем годом ранее, благодаря выросшей насыщенности регионального рынка.
Годовая инфляция в сфере услуг в ПФО снизилась до 2,4% в июне после 2,8% в мае. Это во многом связано с продолжавшейся в июне приостановкой оказания отдельных услуг в условиях ограничительных мер.
В июне возобновили работу санатории в Кировской, Нижегородской и Ульяновской областях. Стоимость санаторно-оздоровительных услуг в этих регионах за месяц несколько выросла, но меньше, чем в июне прошлого года: сохранилась слабая динамика спроса. В результате услуги санаториев в ПФО стали стоить меньше, чем год назад.
Падение спроса на перелеты внутри страны на фоне действовавших ограничений ускорило снижение в годовом выражении цен на авиабилеты в округе до 6% в июне с 2,3% в мае.
В июне годовая инфляция ускорилась во всех регионах ПФО (кроме Башкортостана), больше всего – в Саратовской и Нижегородской областях, Чувашии. Заметное ускорение инфляции в Саратовской области во многом связано с продолжившимся увеличением удорожания услуг связи из-за роста расходов мобильных операторов на развитие систем хранения данных по требованиям законодательства и на предоставление бесплатного доступа гражданам к социально значимым сайтам. В Башкортостане годовая инфляция замедлилась в том числе за счет существенного снижения цен на авиабилеты и проезд в поездах с учетом сдержанной динамики спроса. Также сказалось более заметное, чем в целом в ПФО, замедление роста цен на услуги внутреннего и внешнего туризма на фоне высокой базы июня прошлого года, когда сезонный рост стоимости услуг туризма в регионе был наибольшим среди регионов ПФО.
В целом по стране динамика основных компонент инфляции была смешанной при росте волатильности. На изменения цен влияли разнонаправленные факторы. Постепенное смягчение режима самоизоляции способствовало как некоторому восстановлению предложения, так и реализации отложенного спроса на отдельные товары и услуги. В целом спрос остается низким – как в связи с произошедшим падением доходов, так и в результате сохранения действия ограничительных мер (в том числе внешних) и осторожного поведения потребителей. Годовой темп прироста цен на товары несколько увеличился, на услуги – заметно уменьшился. При этом основной вклад в повышение годовой инфляции внесло ускорение удорожания плодоовощной продукции на фоне более раннего поступления нового урожая в 2019 году. В дальнейшем текущий рост цен останется пониженным в условиях сдержанного спроса. В то же время показатель годовой инфляции будет постепенно увеличиваться в 2020 году из-за эффекта низкой базы 2019 года. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7–4,2% в 2020 году, 3,5–4,0% в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.