Инфляция в Приволжье подросла в марте под влиянием роста спроса и курсовых колебаний
Годовая инфляция в Приволжском федеральном округе (ПФО) в марте 2020 года увеличилась с предыдущего месяца на 0,4 п.п., до 2,5% (по России – на 0,2 п.п., до 2,5%). Драйвером ускорения роста стали временные факторы: ослабление рубля, повышенный спрос на продукты питания длительного хранения и товары первой необходимости на фоне распространения коронавируса. В первую очередь стали дорожать продукты питания. Курсовые колебания также подтолкнули вверх инфляцию непродовольственных товаров. В то же время снижение спроса на отдельные услуги, с одной стороны, и рост издержек операторов связи, с другой, обусловили неизменность инфляции на рынке услуг.
Годовая продовольственная инфляция в ПФО в марте ускорилась до 2,1% после 1,4% в феврале. Такая динамика определялась в первую очередь повышенным спросом на продукты питания с длительным сроком хранения — перед введением режима самоизоляции. Так, заметно возросли годовые темпы прироста цен на гречу, рис, макароны, курицу, свинину, сахар, соль и яйца. Тем не менее, продукция животноводства в марте по-прежнему стоила меньше, чем годом ранее за счет наращивания предложения со стороны местных производителей.
Ускорился годовой рост цен на лимоны, чеснок и помидоры на фоне ослабления рубля и ограничений в поставках, связанных с нарушением глобальных логистических цепочек. При этом стоимость лимонов в Приволжье традиционно ниже, чем в большинстве федеральных округов (в марте – второе место среди округов с наименьшими ценами после Южного федерального округа). По самой низкой цене эти цитрусовые покупали жители Саратовской области, дороже остальных – в Марий Эл.
В то же время наблюдалось снижение цен на овощи (огурцы, капуста, лук, морковь), которые подешевели на 14,8% с марта прошлого года на фоне высокого прошлогоднего урожая и роста предложения со стороны тепличных хозяйств. Также замедлился рост цен на замороженную рыбу благодаря увеличению ее вылова в основных рыбных хозяйствах в этом году.
Годовая непродовольственная инфляция в округе в марте ускорилась до 2,6% после 2,3% в феврале. Повышенный спрос, вызванный распространением коронавируса и ослаблением рубля, спровоцировал рост цен на непродовольственные товары: бытовую технику, телевизоры, медицинские термометры, товары первой необходимости – туалетную бумагу, подгузники. Компании и жители Приволжья также увеличили покупки компьютеров, ноутбуков и планшетов, готовясь к переходу на удаленную работу, что привело к удорожанию этих товаров. Например, стоимость ноутбуков наиболее заметно выросла в Мордовии (до 7,9% за год) и Самарской области (6,8%). При этом планшеты и смартфоны в ПФО в марте по-прежнему стоили меньше, чем годом ранее. В 10 регионах округа планшеты подешевели: больше всего – в Татарстане (-6,3% за год), Чувашии (-5,9%) и Башкортостане (-5,5%).
В марте прирост цен на топливо остался на стабильно низком уровне – 2,0% после 2,1% в феврале. В дальнейшем механизм компенсаций разницы цен на топливо на внутреннем и мировом рынке продолжит стабилизировать цены внутри страны, удерживая от скачков как в одну, так и в другую сторону.
Годовая инфляция в сфере услуг в ПФО в марте не изменилась, составив 2,9%. С одной стороны, ускорилось удорожание пакетов услуг связи из-за роста издержек мобильных операторов. С другой стороны, падение спроса из-за распространения коронавируса замедлило рост цен на услуги пассажирского транспорта, организаций культуры и санаторно-оздоровительные услуги. Авиабилеты даже стали на 3,1% дешевле, чем годом ранее.
Снижение ключевой ставки Банка России с июня 2019 года по февраль 2020 года привело к уменьшению стоимости потребительских кредитов в Приволжье: больше всего – в Пермском крае и Ульяновской области. В целом услуги банков подешевели на 5,3% за год.
В марте годовая инфляция ускорилась во всех регионах ПФО, кроме Татарстана. В этой республике инфляция замедлилась благодаря действиям региональных органов власти по контролю за ситуацией на продовольственных рынках региона. В частности, создан штаб, в ежедневном режиме контролирующий наличие продуктов первой необходимости в торговых сетях, а также достигнуты договоренности с ретейлерами и сельхозпроизводителями о сохранении торговых наценок и цен на прежнем уровне. В результате годовой рост цен на продукты увеличился лишь на 0,1 п.п., до 1,6%, на непродовольственные товары – не изменился (2,2%), а на услуги – снизился на 0,3 п.п., до 2,9%.
В марте годовая инфляция в России ускорилась под влиянием временных факторов и составила 2,5% после 2,3% в феврале. Ускорение роста цен было связано с ослаблением рубля, а также увеличением спроса наряд продовольственных товаров и других товаров первой необходимости в связи с подготовкой населения к режиму самоизоляции, введенному из-за распространения пандемии COVID-19. Вследствие изменения внешних условий инфляция с низкого уровня последних месяцев будет возвращаться к цели Банка России быстрее, чем прогнозировалось ранее. Однако ограничительные меры, принимаемые как внутри страны, так и за ее пределами, выраженное и продолжительное замедление мировой экономики, а также влияние возросшей неопределенности и произошедшего ужесточения денежно-кредитных условий на динамику внутреннего спроса станут значимыми дезинфляционными факторами среднесрочного характера.