В Саранске работает уникальная площадка для дополнительного образования детей
Здесь форточки открываются автоматически, в коридоре можно встретить робота, а в лаборатории изготовить лекарство, способное спасти сотни жизней – на базе МГУ им. Н.П. Огарева работает «Дом научной коллаборации им. Академика Е.М. Дианова». Главные в доме – дети. Именно они вместе с настоящими учеными занимаются решением серьезных научных задач.
3-D моделирование
Вечером, когда главный корпус Мордовского университета покидают студенты, за парты садятся школьники. Ребята приходят на занятия в «Дом научной коллаборации», чтобы не просто получить знания, но погрузиться в совершенно иную реальность. Обучение в ДНК бесплатное. Занятия проходят два раза в неделю. Оценок здесь не ставят и «домашку» не задают. Такой вот кружок по интересам XXI века. Мы побывали в одной из аудиторий прекрасно оборудованного крыла, где занимались семиклассники. Нас встретила молодая девушка преподаватель – Марина Святкина. Она обучает детей 3D-моделированию. Скажете, что не женское это дело – подшефные молодого специалиста так не считают.
— Я приезжаю на занятия из Кочкурово. Мне очень нравится здесь. То, что преподаватель девушка, и я одна девчонка в группе меня не смущает. Наоборот, я ощущаю себя частью этой большой команды умников, — говорит Софья Скворцова.
Соне 13 лет, а она знает о 3-D моделировании практически всё. Ловко орудует в специальной программе, вырисовывая очертания заданной фигуры, отдаленно напоминающей кувшин из восточной сказки, в которой прячется Джин. Ей иногда подсказывает Кирилл Рассказов. Мальчишка серьезно занимается моделированием и уже научился монетизировать полученные знания. Заказчиков находит в сети. Часто это ю-туберы, которым требуется разработать какой-то логотип или эмблему для канала.
— Это только азы, — поясняет Марина Святкина. – 3-D-моделирование очень востребовано в различных отраслях, будь то медицина, строительство или промышленное производство. Ребята получают раннюю профориентацию и уже к школьному выпускному твердо знают, чем им интересно заниматься по жизни.
Центры ДНК нацелены на создание среды ускоренного развития для детей в стенах университета. Дом научной коллаборации оборудован современной техникой — квадрокоптерами, 3D-принтерами, шлемами виртуальной реальности, системой трекинга, конструктором для робототехники, лазерным гравером, смартфонами, планшетами, компьютерами. В новом учреждении реализовано пять разных образовательных проектов, которые ориентированы на школьников разного возраста и их педагогов. Среди них «Детский университет» (для 5-9 классов), «Малая академия» (для 10-11 классов), «Урок технологии», «Урок биологии» и «Педагог К-21» (для школьных учителей). Воспитанники под руководством студентов старших курсов, аспирантов, сотрудников и преподавателей вуза занимаются научно-исследовательской и проектной работой, участвуют в научно-технических и проектных конкурсах, а также в научно-практических конференциях различного уровня.
— Очень важно обучаясь постоянно фиксировать движение вперед. Участие в конкурсах и квантариадах дарят нашим ученикам уверенность в себе и желание развиваться дальше, — говорит директор «Дома научной коллаборации» Анатолий Брагин.
«Яндекс. Лицей»
В Мордовии вопросам профориентации детей и молодежи уделяется пристальное внимание. Выстраивается сквозная и целевая подготовка IT-кадров. В связи с этим на площадке «Дома научной коллаборации» начал работу «Яндекс. Лицей». Это бесплатные двухлетние курсы по программированию для учеников 8-9 классов.
— В нашей республике много способных, инициативных ребят, у которых есть идеи, а благодаря обучению в лицее, появятся компетенции для запуска собственных проектов в IT-сфере. «Дом научной коллаборации» поможет им раскрыть свой потенциал, окажет необходимую поддержку, — отметил Анатолий Брагин.
Выпускники «Яндекс. Лицея» в совершенстве будут программировать на языке Python, а это открывает им двери к самым высокооплачиваемым рабочим местам.
«Умные вещи»
На просторах «Дома научной коллаборации» можно повстречать современных электронников. Они изучают курс «Умные вещи». В группе, на 80% состоящей из мальчишек, один другого умнее. Глаза горят, а руки чего-то мастерят. С ребятами занимается Михаил Владимирович Ильин. По словам преподавателя Института электроники и светотехники МГУ им. Н.П. Огарева, интерес к предмету у школьников в разы сильнее, чем у студентов.
— У школьников есть еще здоровое любопытство, которое уже не свойственно «огаревцам». Ведь студентам вечно приходится решать кучу житейских проблем: общага, хвосты, любовь и многое другое. Дети более любознательны, их проще вовлечь в процесс, — говорит Михаил Ильин.
Пока в рамках курса «Умные вещи» ребята изучают теорию. Затем они приступят к разработке схем и языку программирования.
— Задача, сделать из железной начинки осознанно работающие устройства. Захотим открытие форточки автоматизируем, а может изобретем электро-коляску для супермаркетов. У нас всё ещё впереди, — заключил Михаил Ильин.
Это интересно
Миссия ДНК – предоставить школьникам региона доступ к современным образовательным программам, отвечающим приоритетным направлениям научно-технологического развития России.
Важно
Дом научной коллаборации (ДНК) создан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование», инициатором которого стал Президент России Владимир Путин.
Ирина Злобина