Главный герой самой популярной новогодней сказки поселился в Саранске
Стеклянные бусы, блестящие шары, позолоченные шишки, забавные зверушки и фрукты из раскрашенной разноцветными красками ваты, а ещё космонавт в скафандре на прищепке, причудливые «макушки» и пятиконечные звёзды – такими украшали новогоднюю елку в советскую пору. Теперь на магазинных прилавках по большей части пёстрый ширпотреб «Made in China» – как говорится, «на любой карман».
Хотя, если честно, даже в фабричных советских игрушках, массово производившихся каких-нибудь 30-40 лет назад, сейчас видишь не только исторический символ минувшего времени, но и ощущаешь какую-то душевность.
В ожидании чуда
В запасниках Республиканского краеведческого музея им. И.Д. Воронина — россыпи новогодних атрибутов. Просто глаза разбегаются от ассортимента разнокалиберных пластмассовых Дедов Морозов и внучек, есть тут и керамическая «Снегурочка», и даже билет денежно-вещевой лотереи, разыгрывавшейся накануне 1978 года, и залежи новогодних почтовых карточек 1950-1990-х…
— Большинство артефактов советского периода передали в краеведческую коллекцию сами сотрудники музея, — поясняет заведующая отделом современной истории Нина Носарева. – К сожалению, то, что связано с относительно недавним прошлым, люди не считают особо ценным. В лучшем случае могут сообщить, к примеру: «Звезда для новогодней ёлки. Куплена в саранском магазине «Детский мир» в 1983 году».
Хотя, когда накануне зимних праздников воронинцы извлекают из музейных закромов ассортимент новогодних украшений и развешивают их на лапках пластмассовой ёлочки, невольно возникает ощущение ожившей зимней сказки, какое с детства знакомо каждому из нас.
Раритет с родины Гофмана
Впрочем, нам удалось-таки обнаружить среди множества музейных артефактов настоящего Щелкунчика.
Деревянный черноусый солдатик в красном мундире и треуголке, белых бриджах и чёрных сапогах. И он – не просто красивая игрушка, превратившаяся в символ рождественских чудес. Этим приспособлением действительно можно колоть орехи. В теле куклы имеется сквозное отверстие и желобок. Кладешь туда орех, нажимаешь на фалды мундира, которые выполняют функцию рычага… «Крррешь», — трещит скорлупа, и очищенное ядро скатывает по желобку в ладонь.
Этого Щелкунчика пару лет назад подарил музею наш земляк, подполковник в отставке Олег Близняков. Кадровый военный, в 1970-е он служил в ракетной части Советской армии, базировавшейся на территории дружественной тогда Германской Демократической Республики.
Олег Николаевич рассказал, что в Германии широко налажено производство всевозможных «Щелкунчиков». У практичных немцев важно из всего извлекать пользу, и рождественскую куклу они применяют с пользой, как бытовой механический гаджет.
Для Олега Николаевича, для которого, как и для большинства наших соотечественников, Щелкунчик, прежде всего, ассоциируется с героем самой популярной в мире новогодней сказки. Поэтому он и решил
обзавестись бравым деревянным солдатиком – на память о службе в ГДР. По словам подполковника, сувенирных Щелкунчиков там было предостаточно в продаже. Но для российского офицера мастера столярного цеха, располагавшегося в войсковой части, изготовили штучного гвардейца специально по заказу.
Позже эксклюзивный немецкий солдатик приехал вместе с хозяином в Мордовию. Судя по следам клея около штыря, на котором крепятся подвижные деревянные руки, Щелкунчик не избежал некоторых травм, но его успешно подлечили. Так что, если понадобится, он готов в новогоднюю ночь ринуться в бой с мышиным полчищем, чтобы спасти очаровательную барышню и превратиться в благородного принца.
Как «Зубастик» превратился в принца
Мало кто знает, но более 300 лет назад Щелкунчик появился как деревянная кукла-карикатура. Дотошные исследователи этнических традиций выяснили, что немецкие рудокопы, добывавшие олово с весны до осени, долгие зимние вечера коротали в домашнем тепле, вырезая из деревянных чурбачков персонажей фольклора или фигурки своих обидчиков, что служило своего рода психологическим оберегом. Жадного притеснителя – хозяина резчики изображали с зубастым прожорливым ртом. А какой-то изобретательный весельчак придумал наказать обидчика — заставить деревянного уродца щёлкать орехи. Мол, пусть потрудится и повеселит народ!
По имеющимся сведениям, в 1699 году деревянные фигурки, вырезанные рудокопами, впервые попали в Лейпциг. На предрождественской ярмарке их быстро раскупили, и до сих пор фигурки пользуются завидным спросом.
Оригинальные щипцы для колки орехов в виде солдатика в начале XIX века привлекли внимание немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана. Другие просто не догадывались, а фантазер-сказочник понял, что уродливая внешность Щелкунчика скрывает истинное лицо прекрасного и отважного принца, заколдованного коварной королевой Мышильдой. Так в 1816 году родилась зимняя сказка «Щелкунчик и мышиный король», позже вдохновившая Петра Чайковского на создание чудесной музыки. А впоследствии чарующая музыка станет сюжетной основой многочисленных мультипликационных и кинофильмов.
Мила МЕЛЬНИКОВА
Кстати
В германском муниципалитете Нойхаузен в Саксонии находится первый и самый крупный европейский музей Щелкунчиков.
Там собрано больше 3500 статуэток для раскалывания орехов из 28 стран мира. Они размещены на экспозиционной площади в 400 квадратных метров. Самая миниатюрная фигурка высотой 2,9 миллиметра, а самая большая — почти шесть метров, и весит она более ста килограммов.
Для сравнения: «рост» немецкого Щелкунчика, обитающего в саранском краеведческом музее, всего 37,5 сантиметра.