Бизнесмен Виктор Куприянов построил в родном селе Большое Маресево храм

Мечта народная 
Село Большое Маресево Чамзинского района еще в середине XVII века основали эрзяне-переселенцы, земли которых захватили князья Черкасские. Первые жители были язычниками, но в XVIII веке отдельными семьями, а в 1743-44 годах уже и всем селом большемаресевцы приняли христианство.

В разное время в селе было две церкви. Покровская церковь построена в годы царствования Екатерины II. По преданию, самая известная российская императрица подарила церкви три колокола — «Радость», «Набат» и «Страж».

В 1875 году построили церковь во имя святителя Николая. Примечательна тем, что при ней была церковно-приходская школа, реорганизованная по инициативе Ильи Ульянова в народное училище с четырехклассным обучением. В 1910 году училище снова перевели в разряд церковно-приходской школ, на базе которой уже при советской власти организовали школы с обучением на родном эрзянском языке. Но и она стала со временем семилетней, затем средней школой. А храм в эпоху воинствующего атеизма повторил печальную судьбу многих церквей. Но после закрытия оставшееся без колокольни здание сохранилось до наших дней, хотя его сначала превратили в склад, затем в клуб.

Оставшись без своей церкви, верующие стали собираться в молельном доме. И целое столетие жили мечтой о возрождении в селе храма. 
 
Выполнил просьбу матери 
Осуществляться она стала, когда по инициативе отца Николая Сыркина, который до принятия священнического сана был главным энергетиком на шахте. Он начал сбор средств на строительство новой церкви Николая Чудотворца. Ее в 2015 году заложили напротив прежней церкви.

А открытие состоялось в прошлое воскресенье. Но денег было мало даже для закладки фундамента. В числе тех, кто пожертвовал на церковь, была и Валентина Михайловна Куприянова. О том, что в селе хотят возродить церковь, женщина рассказала сыну Виктору, у которого был к тому времени успешный бизнес в Санкт-Петербурге. Мама попросила его поучаствовать в богоугодном деле хотя бы десятью тысячами рублей. «Я отослал маме на церковь сумму, о которой она попросила, — сказал Виктор. – А потом подумал, что мои десять тысяч окажутся лишь каплей в море. И когда подошло время закладывать фундамент, оплатил стоимость бетона.

Отец Николай хотел сделать стены из бруса, но я убедил его, что лучше будут цельные сосновые бревна, заказал и сам оплатил сруб из сосны. А когда сруб был готов, нужно было сразу взять его под крышу. Как человек, который десятилетия занимается строительством, я понимал, что все нужно делать очень быстро. Иначе пропадут не только собранные односельчанами, но и мои уже вложенные в строительство церкви деньги. Материал для крыши с полимерным покрытием заказал в Финляндии, в Большое Маресево отправил машины с гвоздями и нитротитаном для покрытия куполов, другими стройматериалами. А когда была готова крыша, настала очередь установить окна, двери, полы и потолки, систему отопления, 5 колоколов».

 
Семейное дело 
Вот так, начавшись по инициативе и на собранные земляками деньги, строительство церкви в Большом Маресеве взял на себя Виктор Куприянов. Он не только жертвовал на нее деньги и стройматериалы, оплачивал работу строителей, но и держал под постоянным контролем ход всех работ. Ему помогал племянник Алексей Куприянов. Алексей добровольно взял на себя обязанности прораба, на месте занимался организацией всех работ и посылал дяде по электронной почте устные и фотоотчеты о сделанном каждый день.

Виктор Куприянов, несмотря на большую занятость на своей работе, и сам постоянно приезжал в Большое Маресево, чтобы на месте увидеть, как шаг за шагом возрождается храм. «Не все и не всегда мне нравилось, — говорит он. – И тогда я просил переделать уже сделанную работу, или по ходу вносить изменения в первоначальный проект». 
 
Сделано с любовью 
Еще до открытия храма я видел альбом с фотографиями, который можно назвать летописью строительства. Его Виктор составил из присланных племянником фотографий, на которых полный хронометраж всех этапов строительных и отделочных работ. Из снимков видно, что все в храме сделано не просто основательно и красиво, но и с большой любовью. Другой, считая личные деньги, постарался бы сэкономить, а Виктор привез для храма все лучшее и нашел для его строительства и отделки тоже лучших мастеров.

— Не уважаю халтурщиков, не терплю в работе халтуры, — сказал Виктор при встрече. – А уж в таком деле, как строительство храма, небрежностей вообще не должно быть. Здесь это вообще грех. Вы не первый спросили – верую ли сам в Бога? Из людей моего поколения хотели воспитать атеистов, и это в любом из нас не могло не оставить следа. Но убежден, что каждый человек, даже если он не крестится, должен жить с Богом в душе и делать все по совести.

— Наверное, строительный факультет с отличием оканчивали? — не сдержав любопытства от просмотра альбома, спросил я Виктора. И был очень удивлен, услышав, что он по специальности – агроном. Окончив Кемлянский совхоз-техникум, полтора года проработал по специальности в колхозе. Сам напросился в армию, служил в строительных войсках, где был еще и народным заседателем военного трибунала в Барнаульском гарнизоне. После возвращения со срочной службы работал в строительной организации райцентра.

— А как оказались в Санкт Петербурге и без специального образования стали главным инженером крупной строительной фирмы, которая занимается устройством и ремонтом крыш?

— Два раза я ездил в Питер с товарищами на заработки, и очень был доволен заработанным. Однако больше ехать туда не хотел. Но не зря говорят – «Человек предполагает, Бог располагает…». Я теперь и сам думаю, что жизненные испытания, которые заставили вернуться в Питер, и через которые мне пришлось пройти, Он и приготовил мне для того, чтобы я пришел к Нему. И доверил строить храм, о котором целый век мечтали мои земляки. Сейчас я уважаемый человек и специалист, которому доверяли строительные работы даже на таких объектах, как Дом книги на Невском проспекте и храм на улице Луначарского. Но это пришло уже через четыре года. А до этого мне и суп приходилось варить из костей без мяса, и угла собственного у меня не было.

— Теперь есть у вас семья, дорогая машина, квартира в центре города и богатая дача. А не жалко вложенных в храм денег? 
— Нет, не жалко. Заработаю намного больше. Счастье не в деньгах и даже не в их количестве, а в том, что ты после себя оставишь и чем запомнишься людям.

Валентин ПИНЯЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для любых предложений по сайту: [email protected]