Не все медалисты в Мордовии получают высокие баллы на ЕГЭ
Стратегические ориентиры развития отрасли, реализация нацпроекта «Образование», качество обучения, объективность оценки деятельности школ стали главными темами обсуждения прошедшей 24 февраля коллегии Министерства образования РМ.
Обеспечить доступность дополнительного образования, развитие индивидуальных способностей каждого призван федеральный проект «Успех каждого ребенка». Поставлена цель — к 2025 году охватить дополнительным образованием не менее 78% детей. На сегодня этот охват в Мордовии составляет 75%. Однако в Атяшевском, Атюрьевском, Большеберезниковском, Большеигнатовском, Дубенском, Ельниковском районах не приблизились к этому показателю. Исправить ситуацию, повысить число детей, нашедших увлечение по душе и активно развивающихся в этом направлении, должен ввод новых оснащенных мест в системе допобразования. Мобильные площадки, и в первую очередь передвижные кванториумы призваны решать эту задачу. В 2020 году более 2 тысяч сельских школьников освоили работу со шлемом виртуальной реальности, 3d-принтер и лазерно-гравировальный станок.
Одним из критериев успешности детей считается участие в предметной олимпиаде школьников. Тройку муниципалитетов-лидеров по итогам последних трех лет составляют Саранск, Рузаевский и Краснослободский районы. Среди школ абсолютный лидер — Республиканский лицей для одаренных детей. Высокую активность проявляют учащиеся лицеев №№ 7 и 43, гимназий №№ 12,19, 20 г. Саранска, а также Краснослободского многопрофильного лицея. Заметно улучшили свои позиции Кемлянская школа Ичалковского района и школа №8 г. Саранска.
Все сведения о достижениях учащихся сегодня размещаются в государственном информационном ресурсе о лицах, проявивших выдающиеся способности. В эту систему достижений Мордовия предоставила 4365 таких результатов, только за 2019-2020 учебный год – 800.
Успехам школьников можно радоваться и гордиться ими. Но только когда высокий результат стал объективной оценкой труда, когда награды залужены и справедливы. Однако так можно сказать не обо всех обладателях школьных медалей «За особые успехи в учении».
В 2020 году аттестаты с отличием и медаль получили 584 одиннадцатиклассника или 17,7% выпускников. По логике, все они должны были показать блестящие результаты на экзаменах. Однако 9% медалистов — а это 52 человека — не смогли достичь порога в 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку, а по профильной математике — 104 медалиста (18%). Для 13 медалистов (2%) такой результат оказался недостижим по предмету по выбору. Вывод о необъективности школьных отметок напрашивается сам собой. Перспективы этого года впечатляют. В числе претендентов на медаль — 18,2% одиннадцатиклассников. Так, например, в Кадошкинском районе на медаль претендуют 11 из 24 выпускников этого года. При этом каких-то исключительных достижений, блестящих результатов района на республиканском уровне нет уже давно.
— Основным критерием должна быть объективность во всем: в школьной оценке, результатах оценочных процедур, экзаменов. Надо быть честными перед собой, перед детьми, родителями. Еще раз подчеркиваю: объективность и прозрачность в каждой школе, как в городской, так и в сельской, — отметила и. о. заместителя Председателя Правительства Галина Лотванова.
Татьяна Никитина