Из-за коронавируса в школах Саранска изменяют программу
9 ноября школьники Мордовии после затянувшихся осенних каникул вернулись к учебе. У кого-то получилось, как говорится, с корабля на бал, вернее с отдыха на олимпиаду: в понедельник стартовал муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады. У всех остальных школьная жизнь течет по обычному распорядку. Вернее, по тому порядку, что за первые два месяца этого учебного года стал обычным. Хотя строгие требования по соблюдению противоэпидемиологических мер привнесли много нового в жизнь школы.
Начало уроков – в разное время
Лицей № 7 находится на Химмаше. Здесь без малого тысяча учащихся. Ежедневно 973 ученика стекаются к зданию школы с разных сторон: кто-то идет со стороны улицы Гожувской, кто-то выруливает с проспекта 70 лет Октября, ребятишки тянутся снизу, с Севастопольской, и сверху, с Косарева. Раньше эти ребячьи потоки были гораздо мощнее, обильнее, больше. Потому что еще в прошлом учебном году все лицеисты приходили на учебу в одно время. Первый урок у всех начинался в 8.30. Сейчас главная рекомендация для всех учебных заведений – разделить потоки учащихся, избегать большого скопления детей. Именно поэтому кроме главного входа, которым всегда пользовались ученики и учителя, в лицее открыли еще два: через крыльцо с противоположной стороны здания и запасный выход в крыле начальных классов. И учиться дети начинают в разное время. 1-4 классы приходят к 8.00, старшие классы – к 8.50, 5-6 классы – к 9.50.
У входа их встречает медсестра, дежурный администратор и директор лицея. Первым делом каждому входящему измеряют температуру бесконтактным термометром. Потом обрабатывают руки дезинфицирующим средством. Емкости с антисептиком размещены на стойках при входе. И флакон со спреем — у медсестры.
— Ребятишки уже привыкли: только зайдут – сами протягивают руки, — говорит медицинская сестра Людмила Альмяшева.
Утренний фильтр предполагает отслеживание состояния каждого ребенка. Если термометр показывает повышенную температуру, то ученик идет в медкабинет. Там ему дают ртутный градусник, еще раз измеряют температуру. Если градус действительно высокий, в класс такой ребенок не попадет. О его состоянии тут же сообщат родителям, которые должны забрать ребенка домой.
— Учеников начальных классов провожают и встречают из школы родители или бабушки, дедушки. Они всегда заходили в фойе, и здесь ждали ребятишек. Сейчас нам запрещено это делать. И я замечаю, что детям это даже пошло на пользу, — говорит директор лицея Ирина Ванисова. – Иной раз видишь, что третьеклассник стоит, а бабушка его одевает, сама застегивает ему куртку… А тут вдруг выяснилось, что дети могут быть самостоятельными. Даже первоклашки спокойно сами собираются и идут на выход. Одного месяца им вполне хватило, чтобы научиться этому.
Химия без опытов
Во всех учебных классах установлены рециркуляторы, которые обеззараживают воздух. В столовой и в спортзале поставили аж по две штуки. Средства на закупку этих гаджетов, необходимых в современных условиях, а также на приобретение масок, перчаток, средств для обработки рук и парт, стульев, полов выделил город.
Работы у уборщиц, конечно, прибавилось. Места общего пользования, в том числе спортзал, моют после каждого урока. Учебные кабинеты обрабатываются раз в день – когда ученики уходят домой. Просто в кабинете состав учеников не меняется весь день, а в спортзале каждый урок — новый класс.
Да, ученики весь день проводят в закрепленном за классом кабинете. Учителя приходят к ним на уроки. Передвижения по школе приходится максимально сокращать. В другие кабинеты дети идут только на уроках иностранного языка и информатики, поскольку переносить технику невозможно. Из-за новых порядков пришлось даже пересмотреть программу по химии. Пока – никаких опытов. Сейчас учитель дает всем теоретическую часть. А все практические занятия перенесены на конец триместра (здесь учебный год делят не на четверти, а на триместры), то есть на конец ноября.
Диванчики в холлах пришлось перетянуть лентой, чтобы у ребят не было соблазна присесть. Пообщаться с друзьями, конечно, хочется. Но пока от этого лучше воздержаться.
А еще возникли проблемы с физкультурой. Прежде в спортзале одновременно занималось по два класса. Сейчас детей из разных классов соединять в одном помещении не рекомендуется. Задействуют и борцовский зал, и зал ритмики. А в начальных классах один урок физкультуры в неделю стал уроком шахмат. Дети очень любят это! Неспроста же 7-й лицей в этом году признан лучшей школой республики по преподаванию шахмат. В качестве приза лицей получил три ноутбука и магнитную шахматную доску.
Праздники в режиме онлайн
Когда пятиклассники только приходят в школу, началка уже идет в столовую, у них как раз закончился второй урок. Кормить каждый класс отдельно возможности нет. Так одной перемены на параллель даже не хватит. Но столики расположили так, что один класс располагается на удалении от другого: вот 1-ый «А» занял три стола, а через широкий проход — 1-ый «Б».
А самым бесполезным помещением в эти дни остается актовый зал. Массовые мероприятия – под запретом. День лицеиста прошел в режиме онлайн, и конкурсы ко Дню народного единства для детей проходили в Интернете. Конечно, школьникам хочется движухи. Но все понимают, что сейчас – время, когда нужно потерпеть. Вот чего детям точно не хочется, так это возврата к дистанционному обучению.
Носить маски учеников не обязывают. И, наоборот, учителя, администрация не препятствуют, если кто-то из детей хочет сидеть на уроке в маске. Учителям в классе тоже можно работать без маски. Но когда выходят в коридор, где пересекаются разные классы, педагоги, согласно правилам, должны быть в масках.
— Мы уже привыкли и считаем это нормальным, — говорит классная мама первоклашек Светлана Белухина. – Я на автомате маску надеваю. А без маски уже как будто даже чего-то не хватает…
В изоляции
Все учители, технические работники и даже те, кто работает на кухне а это сотрудники кейтеринговой компании, в начале осени сделали прививки от гриппа. 73% лицеистов тоже привиты. Поэтому и массового заболевания ОРВИ здесь нет. Но, конечно, сегодня все больше всего боятся коронавируса. Увы, в лицее был один случай заболевания COVID-19. Но это было летом, к сентябрю заболевшая учительница уже выздоровела.
— Сегодня мы отслеживаем все потенциальные случае заболевания коронавирусом. Если заболевшие появятся в семьях учеников, главное — не допустить распространения вируса в коллективе. Меры безопасности отработаны, — говорит Ирина Ванисова. — Если родители почувствовали себя плохо, они сообщают об этом в лицей, пишут заявление, и на три дня ребенок остается дома. В это время учитель работает с ним индивидуально. Если родители получают положительный результат на коронавирус, то ребенок уходит на самоизоляцию, и мы его переводим на дистанционное обучение. У нас это были единичные случаи. Чаще всего результат отрицательный, и ученик возвращается в школу.
Татьяна Никитина