В Музее Эрьзи откроется «Трогательный зал»
30 сентября в главном корпусе Музея Эрьзи по Коммунистической, 61 начнет действовать необычная экспозиция. Вернее, в залах, где демонстрируются скульптуры Степана Эрьзи и живопись Федота Сычкова, произведения выдающихся художников теперь можно не только увидеть глазами, но и потрогать.
Обычно посетителей музеев предупреждают: «экспонаты руками не трогать!» и бдительные смотрители строго следят, чтобы гости ненароком не нанесли вред произведениям искусства или историческим раритетам.
Но теперь, напротив, гостям республиканского музея изоискусств позволят легально трогать некоторые скульптуры и картины. Правда, не подлинники, а объемные копии гениальных творений Эрьзи и Сычкова.
Такие «трогательные» работы, как ранее уже сообщали «Известия Мордовии», созданы в ходе реализации инклюзивного проекта «Видеть невидимое», получившего грантовую поддержку Президента России. Прежде всего, они позволят незрячим и слабовидящим людям через тактильное восприятие приобщиться к богатству культурного наследия и ощутить себя причастными к полноценной духовной жизни.
Благодаря грантовым средствам и инновационным технологиям постоянную экспозицию Сычкова дополнили рельефные копии трёх его картин – «Астры», «Жница» и «Девушка в синем платке».
— Они установлены рядом с подлинными произведениями Федота Васильевича, — поясняет куратор проекта Елена Вишнякова. – А тактильные копии восьми скульптур Эрьзи, изготовленные компанией «РОСТР», образуют отдельное пространство – так называемый «Трогательный зал».
Кроме копий, там разместили фрагмент натурального кебрачо – тропического «железного» дерева, служившего Эрьзе материалом для большинства его лучших творений. Возвратившись на Родину в 1951 году, на специально арендованном грузовом судне скульптор привёз из Аргентины огромную коллекцию своих работ общей массой 175 тонн и спилы кебрачо, явно намереваясь продолжать тут творческую деятельность. К примеру, в духе времени «победившего социализма и вождей прогрессивного пролетариата» Степан Дмитриевич создал из кебрачо скульптурные портреты Иосифа Сталина и Ленина, оригинал которого также демонстрируется в постоянной экспозиции саранского музея. При этом сохранилось ещё немало фрагментов аргентинского «железного» дерева. И гостям музея отныне разрешат собственными руками прикоснуться к древесине, вдохновлявшей гениального мастера.
Нужно отметить, что вскоре «трогательная» коллекция живописи Сычкова будет расширена. Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, реализующий инклюзивную программу «Особый взгляд», взял на себя изготовление тактильных копий ещё пяти произведений Федота Васильевича — его автопортрета, картин «Возвращение с сенокоса», «Праздничный день. Подруги. Зима», «Учительница-мордовка», «Алма-атинские яблоки».
Мила МЕЛЬНИКОВА.