Индексация тарифов на ЖКУ и постепенное снятие ограничений незначительно ускорили инфляцию в Приволжье в июле
Годовая инфляция в Приволжском федеральном округе (ПФО) в июле 2020 г. ускорилась с предыдущего месяца на 0,1 п.п., до 3,4% (по России – на 0,2 п.п., до 3,4%). Это связано с недостаточным рыночным предложением некоторых видов фруктов, иной, чем в прошлом году, ежегодной индексацией тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), ослаблением рубля, произошедшим в конце первого квартала, активизацией спроса на отдельные товары и услуги в условиях смягчения ограничительных мер, в т.ч. возобновления деятельности предприятий ряда отраслей. В то же время динамика потребительской активности в целом оставалась слабой и продолжила оказывать дезинфляционное влияние.
Годовая продовольственная инфляция в ПФО в июле увеличилась до 4,3% после 4,1% в июне. Сокращение урожая цитрусовых в странах-поставщиках из-за жаркой и сухой погоды и ослабление рубля привели к ускорению роста цен на апельсины, и по сравнению с июлем прошлого года они подорожали больше, чем на треть. В Мордовии и Ульяновской области увеличение удорожания апельсинов было наибольшим. Тот же фактор сказался и на динамике цен на импортные яблоки. Кроме того, ускорять рост цен на яблоки отечественных производителей в июле продолжили сокращение урожая из-за весенних заморозков, а также позднее начало сбора летних сортов в южных регионах на фоне карантинных ограничений и сложных погодных условий.
В то же время картофель стал стоить меньше, чем год назад (после годового прироста его стоимости на 1,7% в июне), благодаря улучшению технологических процессов и использованию более качественных семян, увеличивших его сбор по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Высокие запасы сахара по-прежнему позволяют его стоимости оставаться ниже, чем годом ранее (существеннее всего – в Башкортостане, Татарстане и Нижегородской области). Тем не менее, в июле разрыв с прошлогодним уровнем цен несколько уменьшился. Отчасти это связано с сокращением посевных площадей под сахарную свеклу в текущем сезоне в условиях профицита сахара на внутреннем рынке.
Сильнее, чем в июне, выросли цены на чай, кофе и какао – отразилось ослабление рубля в конце первого квартала. Также сказался биржевой рост цен на кофе: трейдеры опасались, что страны – основные производители не справятся со сбором урожая из-за нехватки рабочей силы на фоне пандемии, а на рынке возникнет дефицит кофе.
В то же время в июле до 4,5% после 5% в июне уменьшился годовой прирост цен на молочную продукцию, что связано с ростом предложения на рынке за счет активного развития молочной промышленности в регионах Приволжья (в т.ч. в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Кировской области).
Годовая непродовольственная инфляция в округе в июле незначительно повысилась: до 3,3% после 3,2% в июне. Во многом сказались неполное восстановление производства топлива до «докоронавирусного» уровня при более быстром увеличении спроса после снятия ограничительных мер, а также введение временного запрета на импорт бензина. Эти факторы привели к увеличению годового прироста цен на топливо до 2,7% в июле с 2% в июне (больше всего – в Татарстане и Марий Эл).
Продолжилось удорожание ювелирных изделий на фоне роста спроса и повышения цен на золото на мировых рынках как один из наиболее надежных активов в условиях неопределенности развития мировой экономики.
В то же время постепенное снижение спроса на медикаменты и бытовую химию замедлило годовой рост цен на них. В июле жители Приволжья по-прежнему покупали смартфоны, планшеты и телевизоры дешевле, чем годом ранее, благодаря выросшей насыщенности регионального рынка.
Годовая инфляция в сфере услуг в ПФО также несколько увеличилась: до 2,5% в июле после 2,4% в июне. Это во многом связано с большим, чем годом ранее, однократным повышением тарифов на ЖКУ, что ускорило годовой рост цен на них (до 2,8%). Так, в текущем году индексация проводилась единовременно – только в июле, тогда как в прошлом году изменение тарифов было распределено на два этапа из-за повышения ставки НДС (в начале года и в середине лета). При этом совокупное за год повышение тарифов в 2020 году было меньше прошлогоднего. Для поддержки граждан в ряде регионов (Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областях) индексация тарифов на отдельные коммунальные услуги была отменена, либо они были повышены меньше запланированного.
Выросший в сезон отпусков спрос на услуги внутреннего туризма в условиях пандемии определил удорожание санаторно-оздоровительных услуг на 1,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года (после годового снижения их стоимости месяцем ранее). В июле санатории возобновили работу в большинстве регионов Приволжья.
Снижение ключевой ставки Банка России способствовало уменьшению стоимости потребительских кредитов в Приволжье в годовом выражении (больше всего – в Башкортостане и Удмуртии). В целом услуги банков подешевели на 7,1% за год.
Неполное восстановление спроса на перелеты внутри страны на фоне соблюдения мер предосторожности в борьбе с распространением коронавируса ускорило снижение в годовом выражении цен на авиабилеты в округе до 9% в июле с 6% в июне.
В июле годовая инфляция ускорилась в восьми из 14 регионов ПФО, осталась прежней в четырех регионах, замедлилась в Пермском крае и Башкортостане. Замедление инфляции в Пермском крае произошло из-за того, что рост цен на основные группы товаров и услуг, ускоривших инфляцию в ПФО, в регионе, наоборот, замедлился (например, ЖКУ, санатории, овощи и фрукты). В частности, тарифы на ЖКУ в регионе были проиндексированы меньше, чем годом ранее. А санатории возобновили свою работу лишь в конце июля, и жители региона проявляли сдержанный спрос, учитывая сохраняющуюся сложную эпидемиологическую ситуацию в Пермском крае. Больше всего ускорилась инфляция в Самарской области, что отчасти связано с резким ростом спроса на услуги санаториев в сезон отпусков со стороны как местных жителей, так и гостей из других регионов. Область оказалась в числе наиболее привлекательных регионов для летнего отдыха (в т.ч. отдыха на Волге, санаторно-курортного отдыха).
Годовая инфляция в России выросла на 0,2 п.п., до 3,4%, в первую очередь за счет эффектов низкой базы сравнения для динамики цен продовольствия и ЖКУ. В ближайшее время дезинфляционное влияние слабого спроса будет определять пониженные темпы месячного прироста цен при сохранении разнородности в ценовой динамике, связанной с особенностями ослабления противоэпидемических ограничений. Показатель годовой инфляции до конца 2020 г. будет повышаться по мере выхода из расчета низких значений второго полугодия 2019 г. и по итогам года составит 3,7–4,2%. По итогам 2021 г. в условиях постепенного восстановления совокупного спроса, в том числе с учетом проводимой мягкой денежно-кредитной политики, Банк России ожидает годовую инфляцию на уровне 3,5–4,0%. В дальнейшем инфляция стабилизируется вблизи 4%.