Эксклюзив: руководитель СК по Мордовии Анатолий Ситников не удовлетворен борьбой с коррупцией в регионе
25 июля следователи отметили свой профессиональный праздник — День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Руководитель Следственного комитета по Мордовии Анатолий Ситников в эксклюзивном интервью «ИМ» рассказал, как обстоят дела с расследованием громких преступлений последнего времени.
— Мордовия попала в список регионов с высокой коррупцией. Действительно ли это отражает коррумпированность республики или говорит о хорошей работе правоохранителей?
— Вывод о том, что Мордовия коррумпированный регион пошло из интерпретации доклада Генерального прокурора. При этом те, кто ознакомился с документом, подобных высказываний не нашли. О высокой коррупции в Мордовии можно сделать вывод, если проанализировать соотношение количества выявленных коррупционных преступлений на 100 тысяч населения. Наша республика вверху списка, а например, Пензенская область — внизу. При этом серьезных отличий по социально-экономическому развитию между регионами нет. В том же антирейтинге первые места занимают Москва и Санкт-Петербург.
На мой взгляд, неправильно делать выводы о коррумпированности Мордовии исходя из этого рейтинга. Считаю, цифры говорят лишь о том, что коррупционных преступлений в республике было выявлено больше. Правоохранители Мордовии сработали чуть лучше, чем коллеги из других регионов.
— Удовлетворены ли Вы тем, как проходит борьба с коррупцией в Мордовии?
— Нет, у нас еще масса задач, в том числе во властном сегменте. Есть вопросы к тем, кто распоряжается бюджетными деньгами. Проблемы с коррупцией есть, не стоит это отрицать, иначе бы уголовных дел по таким преступлениям не было. Коррупция — болезнь общества, а не только государственного аппарата. Взятки выгодны как чиновникам, так и тем, кто им платит. Кстати, в этом году средняя сумма взятки в Мордовии составила – 181 тысячу рублей.
— Многие коррупционные дела связаны с сотрудниками УФСИН по РМ. С чем это связано?
— На должность руководителя СК по Мордовии я пришел в 2017 году, посмотрел статистику и не увидел ни одного коррупционного дела в отношении сотрудников УФСИН. Преступления в таких учреждениях всегда были, и если они не выявляются, значит, это наша недоработка. Пригласил к себе сотрудников Зубово-Полянского следственного отдела, службы безопасности УФСИН, оперативников. Объяснил, что мы заинтересованы в раскрытии коррупционных преступлений и готовы реагировать. Коллеги адекватно восприняли посыл, УФСИН не стал замалчивать коррупцию среди своих сотрудни-ков, а оперативники МВД и ФСБ активно взялись за дело. У нас появились результаты.
— Как продвигаются дела в отношении двух заместителей начальника УФСИН по Мордовии?
— Дело в отношении Александра Крамаренко расследуется. Его задержали в апреле этого года по подозрению в получении взятки и мо-шенничестве. В одном случае Крамаренко заставил начальника одной из колоний привезти ему пиломатериалы и металлические изделия для строительства загородного дома. В противном случае обещал подчиненному проблемы по службе. Также он забрал у начальника другой колонии 80 комплектов нард и шахмат на 200 тысяч рублей. Обещал расплатиться, но так этого и не сделал. Товар полковник продал через коммерсанта.
На минувшей неделе мы возбудили еще одно уголовное дело по ана-логичному факту. Сумма хищения — 150 тысяч рублей. Полковник дей-ствовал по той же схеме — приходил к начальникам колоний, забирал шахматы и нарды, потом продавал через знакомого предпринимателя в торговой точке. Сейчас следствие находится в стадии окончательного формирования обвинения.
Что касается другого заместителя начальника УФСИН по РМ Сергея Забайкина, то уголовное дело находится на завершающей стадии расследования. Ущерб по делу составил 35 млн. рублей.
— Есть ли новости по делу ковылкинских полицейских?
— Заместитель начальника ОМВД «Ковылкинский» подполковник Алексей Панюшин и экс-замначальника уголовного розыска Дмитрий Скворцов арестованы. Их подозревают в некрасивой истории, они подослали агента, который спровоцировал человека привезти наркотики. Этим задержанием улучшили свою статистику. Дальше стали вымогать с родственников 2 млн. рублей за прекращение дела. По-том полицейские возбудили дело по мошенничеству в отношении своего агента, который проходил посредником по наркотикам и передаче денег от родственников! И это дело возбудили ради статистической галочки, правда, потом его приостановили. Эта ситуация за гранью разумности и наглости.
Рассчитываем на то, что оперативные службы предоставят нам дополнительные эпизоды преступлений на Скворцова и Панюшина. У нас серьезные основания полагать, что они есть. Намерены красочно показать суду их криминальную деятельность, чтобы не говорили, что это единичный случай или бес попутал. Своей вины они не признают.
— Михаил Иоффе оказался на свободе, какие показания он дает?
— Уже не секрет — Михаил Иоффе заключил с прокурором досудебное соглашение о сотрудничестве. Следствие полагает, что может достичь результатов по этому делу без содержания Иоффе под стражей.
Он находится под подпиской о невыезде. От детальных комментариев по этому делу я пока воздержусь, поскольку для следствия это чувствительный вопрос.
— Как движется расследование по делу Анатолия Чушкина?
— По Чушкину мы возбудили еще два дополнительных эпизода. Бывший министр подозревается в мошенничествах с предоставлени-ем питания на форумах мордовского народа. Деньги из казны на это были выделены, а услуги не предоставлены. Сумма ущерба по этим эпизодам составила 885 тысяч рублей. Кроме того, мы также проводим проверку еще по одному дополнительному эпизоду возможной преступной деятельности бывшего министра. Кстати, уголовное дело в отношении соучастника Чушкина уже находится на завершающей стадии. Поскольку Рустам Косаев сотрудничает со следствием, в следственном изоляторе находился недолго.
Что касается Чушкина. Позиция защиты по этому делу такая: мы ничего не знаем, говорить ничего не будем. Если обвиняемый отказывается давать показания, предпочитает молчать, мы будем разбираться самостоятельно. Понятно, что на это потребуется больше времени.
— Какие меры принимает СК по поводу массовых нарушений техники безопасности, которые привели к гибели и увечьям рабо-чих на предприятиях «РМ Рейл»?
— В этом году провели около десяти проверок по нарушениям техники безопасности на предприятиях «РМ Рейл» как в Саранске, так и в Рузаевке. Возбудили два уголовных дела по ЧП на «Рузхиммаше». Речь идет о ЧП 4 мая, когда во время ремонта насоса сжиженных газов произошел взрыв кислородного баллона. Тогда пострадали трое рабочих. 12 июня рабочего смертельно травмировало токарным станком.
В масштабах республики на «Рузхиммаше» происходит много происшествий с работниками. На других промышленных объектах
нарушений правил техники безопасности с такими последствиями намного меньше. Ответственность за технику безопасности в большей степени лежит на работодателе. Руководство предприятия должно уделить этому вопросу больше внимания.
В рамках своих компетенций Следственный комитет проводит про-верки по конкретным случаям ЧП. Во многих случаях вина лежит на ответственных за технику безопасности, но есть и вина пострадавших. Если человеку все объяснили, выдали все средства защиты под роспись, а он все равно нарушает технику безопасности, то кто в этом виноват? На «РМ Рейл» есть недоработки по технике безопасности на системном уровне. По окончании расследования мы отреагируем внесением представлений об устранении причин и условий в адрес предприятия и Государственной инспекции труда в Республике Мордовия.
— Есть ли в Мордовии уголовные дела, связанные с невыплатой положенных денег врачам в период пандемии?
— Таких уголовных дел нет, но мы провели несколько проверок по заявлениям из Краснослободска, Ардатова, Саранска и пришли к выводу, что имели место недоразумения, связанные с неверной трак-товкой федеральным Правительством своего же постановления о по-рядке выплат. Это та ситуация, когда Президент России просил чиновников не считать работу в «красной зоне» по часам, а выплатить врачам все причитающиеся суммы.
Вторая часть этой проблемы, заключалась в том, что некоторые медики выпали из списков на получение дополнительных выплат. Через день-два после начала нашей проверки недоразумения устра-нили, а люди получили полагающиеся выплаты. Каких-либо умыш-ленных нарушений во время проверки мы не выявили.
— Тройное убийство в Рузаевке в апреле этого года наделало много шума. Удалось ли установить мотивы расправы?
— Никого из участников страшного конфликта нет в живых, спросить, из-за чего конкретно произошла расправа – не у кого. Найденные следы позволяют нам выдвинуть версию, что убийство произошло из-за ссоры на почве ревности. Сомнений в том, кто совершил тройное убийство, у нас нет. Полностью исключаем вероятность нахождения в квартире кого-то еще помимо трех погибших и подозреваемого. Если бы он был жив, то наверняка предстал бы перед судом. Несколько экспертиз по этому делу уже готовы, ожидаем результатов других ис-следований.
Преступлений такого рода в Мордовии не так много, порядка 20 случаев в год. Как правило, в таких преступлениях везде фигурирует алкоголь.
— В Торбеевском районе с огнестрельными ранениями нашли тела супругов. Уже известны детали инцидента?
— У обоих погибших обнаружили сильную степень опьянения. Дверь в доме была заперта изнутри и не имела никаких повреждений. При осмотре выяснилась нехарактерная картина, связанная с баллистикой выстрелов. Мы проводим дополнительную ситуационную экспертизу, чтобы сопоставить факторы выстрелов, их следы. Также проводим посмертную психолого-психиатрическую экспертизу в отношении погибших супругов. Версия о том, что их убил посторонний, пока не находит подтверждения.
— В Ромодановском районе вместе с машиной сгорел житель Саранска Сергей Панов. Что удалось выяснить следствию?
— Это еще одна загадка, расследованием которой мы занимаемся. Мы выяснили, что водитель ездил на машине один. Незадолго до этого, водителя видели на местном кладбище, где у него похоронены родственники. Больше в районе у него никого не было. Мы пытаемся понять механизм возникновения пожара. Безусловно, возникают вопросы по поводу того, что тело погибшего было найдено на заднем сиденье. Ответа на этот вопрос пока нет. Машина сильно выгорела, эксперты затруднились сказать, был ли это поджог или самовозгорание. Единственное, что установлено, – огонь стал распространяться с салона авто.
— Что показала экспертиза по найденному мертвым в Чамзинке Дмитрию Федулкину, которого искали несколько месяцев?
— Причиной смерти Федулкина стало кровоизлияние головного мозга. Есть признаки, которые говорят о полученной им травме. При этом в анамнезе Дмитрия уже была серьезная черепно-мозговая травма. Ему категорически нельзя было пить. Этим запретом он пренебрег в предновогодние праздники. У нас есть видеозаписи, на которых видно, как Федулкин идет, качается, падает…
Также мы проверяем людей, находившихся рядом с местом обна-ружения тела, на причастность причинения Федулкину черепно- мозговой травмы. У погибшего не пропали ценные вещи. По телефону он говорил родственникам, что не может найти дорогу.
Криминалисты не нашли повреждений на одежде, которые свиде-тельствовали бы о драке, также нет синяков и ссадин на лице. След-ствие находится на развилке.
Версий у нас две: либо он упал и травмировался, либо это был случайный бытовой конфликт на дороге. Пока оснований для предъявления обвинения кому-либо по этому делу нет.
Эдуард Анютин