Психолог Юлия Мангутова – о последствиях дистанционного обучения
Привычки ходить на прием к психологу у наших людей еще нет. Однако многие жизненные неурядицы переживались бы легче, если бы мы обращались за помощью к профессионалам. Какая психологическая помощь нужна детям, на какие ситуации взрослым следует обращать внимание, разъясняет практический психолог Региональной службы оказания психолого-педагогической и методической помощи гражданам, имеющим детей, Юлия Мангутова.
— Юлия Николаевна, сейчас активно развивается служба психологического сопровождения школьников. Что включает такое сопровождение? И почему оно так важно?
— К сожалению, среди россиян бытует мнение, что к психологу обращаются только люди с психическими отклонениями. Однако это не так. Психолог – это не врач, который ставит диагноз и назначает лечение. Психолог – это специалист, исследующий проблемы психического здоровья и поведения людей. Психолог прислушивается к проблемам человека, оценивает ситуацию, определяет, насколько хорошо человек функционирует эмоционально, умственно и интеллектуально. Он определяет основную причину возникновения проблемы, а также эмоции и чувства, которые испытывает обратившийся за помощью. Психолог помогает найти, мобилизовать собственные ресурсы для решения возникшей проблемы. Рекомендую всем: если вы чувствуете, что самостоятельно не справляетесь с эмоциям, обращайтесь к специалисту. Не доводите ситуацию до крайней точки. На то, что изначально можно исправить за 1-2 сеанса у психолога, впоследствии, если оттягивать решение проблемы, могут уйти годы.
В 2019 году в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» была создана Республиканская служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей. Целевая аудитория нашей службы – не только школьники, ведь психологическое сопровождение важно для детей в любом возрасте. Да и родителям необходима помощь специалиста.
Первые «негативные» поведенческие проявления отмечаются у детей 3-4-х лет. Ежемесячно к нам поступают обращения от родителей дошкольников с вопросами, как взять ситуацию под контроль, как помочь ребенку справиться с первым возрастным кризисом. Например, есть кризис трех лет, когда ребенок впервые начинает заявлять о своем «Я». У него начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность, проскальзывает известная всем родителям фраза: «Я сам». Кризис трех лет проявляется как упрямство, своеволие, негативизм. Родители отмечают, что ребенок перестает реагировать на замечания и просьбы, устраивает «истерики», если не может достигнуть своей цели. Родителям необходимо выбрать одну тактику воспитания и сформировать систему поощрений и запретов. Нужно позволять ребенку проявлять в чём-то свою самостоятельность. У малыша должно быть право выбора: «Ты уберешь свои игрушки сейчас или через 10 минут?»
— Но самый заметный кризис, наверное, наступает в подростковом возрасте?
— Действительно, значительная часть вопросов поступает от родителей, чьи дети находятся в подростковом возрасте. Подростковый период – это начало поиска своего пути. И интересы подростка не всегда совпадают с интересами и мнением родителей. В некоторых случаях этот процесс происходит крайне болезненно. Дети любым способом стараются демонстрировать свою взрослость, а родители не готовы давать необходимую свободу. Один из эффективных способов взаимодействия с подростком – это убеждение. Апеллировать к авторитету, традициям, опыту бесполезно. Они сами себе авторитеты и ждут от нас полного признания и уважения их личности. Высказывая свою позицию по решению какой-либо проблемы, приглашайте подростка к обсуждению: «Как ты считаешь, что может произойти, если…» Разговор с подростком не должен быть монологом родителя. И никакой критики, особенно в присутствии других людей. Хочу обратить внимание на то, что иногда ситуация настолько выходит из-под контроля, что преодолеть возникшие проблемы становится очень сложно. Происходит эмоциональный разрыв в системе «дети–родители», и это самое сложное, с чем может столкнуться психолог в своей практике.
— В каких случаях ребенку нужна особая психологическая помощь?
— Исходя из своей практики, могу сказать, что особая психологическая помощь требуется в следующих жизненных ситуациях. Когда ребенок отказывается идти в школу, детский сад, секцию и говорит об этом или когда ребенок обманывает, что ходит в школу, а сам целенаправленно прогуливает занятия. Первый вариант характерен для дошкольников и учеников начальных классов. Второй – для подростков. Особое внимание необходимо ребенку, если происходит расставание с кем-то из родителей: когда случается развод или трагический случай, потеря мамы или папы. Особой помощи требуют дети, чьи родители отличаются асоциальным поведением, те, кто переживает травлю со стороны сверстников, дети, попадающие на воспитание в новую семью, и дети, начавшие часто болеть: болезнь ребенка может быть психосоматическим последствием пережитого или переживаемого стресса. Особые потребности в психологической поддержке появляются у ребенка, когда он готовится к серьезным испытаниям: участию в конкурсах, олимпиадах, экзаменах.
— Какие проблемы проявились у школьников, их родителей и педагогов во время дистанционного обучения? Чему оно их научило?
— Пандемия заставила всех нас — педагогов, родителей, учащихся — подстраиваться под новые условия жизни, критически мыслить, проявлять больше творческого подхода и гибкости, много общаться посредством IT-коммуникаций. При этом обычный режим дня был разрушен, и людям оказалось трудно вписаться в новые условия жизни.
Как оказалось, не все дети умеют учиться самостоятельно и правильно управлять своим временем. Ребята прошли испытание таких качеств, как самоорганизация и мобильность в непривычных для них условиях. Кто-то справился на «отлично», кто-то хуже. Замкнутость пространства, его ограниченность стенами одной квартиры так или иначе влияет на эмоциональный фон каждого человека. Длительное отсутствие очного общения с друзьями, одноклассниками, коллегами также может привести к потере интереса к учебе, работе.
А трудности, возникшие в семьях в период самоизоляции, как ни странно, были вызваны излишним общением, вниманием друг к другу и нарушением личного пространства. Родители, вынужденные сидеть дома, активизировали свое внимание к детям. С позиции ребенка, особенно подростка, подобное поведение родителей может восприниматься как постоянный контроль. В такой ситуации уровень агрессивности как со стороны родителей, так и со стороны детей вырастает в разы. А в конечном итоге, излишний контроль подростки воспринимают как нелюбовь и недоверие со стороны родителей. Уважайте личное пространство своего ребенка. Начиная с элементарного: учимся стучать в дверь, прежде чем зайти в комнату подростка. Если ребенок не хочет вести с родителями диалог, он расстроен или рассержен, не настаивайте на общении. В этом случае лучше оставить его наедине со своими мыслями и предложить свою помощь чуть позже. Предложить, а не терроризировать расспросами.
— У выпускников впереди ответственный период – экзамены. А эта ситуация, как Вы говорите, требует особой психологической помощи? Как помочь?
— В первую очередь, я хочу обратиться к родителям. Ваша стабильность и уверенность – залог стабильности и уверенности ваших детей! Мы перестаем говорить с подростком об экзаменах, как о «конце света». Включаем позитивное мышление. Смотрим на экзамен с позиции развития и расширения возможностей. Говорите о перспективах: о том, как он будет учиться в вузе, чем дополнительно займется, когда поступит, когда и кем планирует работать. Это позволит снизить эмоциональное напряжение и будет являться дополнительным стимулом к качественной подготовке к экзаменам. Определите, чего вы, как родители, боитесь лично? Боитесь, что ребенок не наберет нужное количество баллов, не поступит в выбранный вуз или от волнения вообще не сдаст экзамен? Определите свой страх и предметно с ним поработайте. Если вы боитесь, что ребенок не наберет нужное количество баллов и не поступит в тот вуз, который определен вами как базовый, тогда посмотрите запасные варианты, не менее интересные и перспективные.
Еще одна задача, которая ложится на плечи родителей, – это создание благоприятной обстановки дома. Понятно, что ссор не избежать, но можно хотя бы не затягивать с выяснением отношений и не доводить до «апогея». Укрепляйте веру подростка в самого себя. «У тебя все получится», «Ты справишься», — это важные слова. Банальный, но необходимый совет: следите за режимом дня подростка и за его питанием. А за день до экзамена прекращаем подготовку. Это время отводим на восстановление организма: прогулки, спорт, хобби. Транслируйте словами и делом, что вы все в «одной лодке». Вы — защита и опора, на которую ваш ребенок может рассчитывать в любой ситуации. Ребенок должен понимать, что при любом раскладе вы не станете меньше любить его. Экзамен – это приобретение очень важного жизненного опыта: как не сдаваться в трудной ситуации.
Татьяна НИКИТИНА.